Wildberries Татьяны Бакальчук стал лидером роста по онлайн-продажам еды в России

Фото Ивана Кайдаша для Forbes Woman
Татьяна Бакальчук Фото Ивана Кайдаша для Forbes Woman
За год продажи еды в крупнейшем магазине Рунета выросли в восемь раз. В 2020 году Willdberries планирует увеличить их еще в десять раз

Интернет-магазин Wildberries богатейшей женщины страны Татьяны Бакальчук стал лидером по темпам роста онлайн-продаж еды в России. За год компания, которая запустила онлайн-продажи еды в начале 2018 года, увеличила оборот торговли продуктами питания в восемь раз, с 0,2 млрд рублей до 1,6 млрд рублей. Об этом свидетельствуют данные рейтинга INFOLine Russia TOP online food retail, с которым ознакомился Forbes. 

В абсолютном выражении лидером рейтинга стал «Утконос» (принадлежит структурам Алексея Мордашова) с 10,19 млрд рублей оборота, что, впрочем, всего на 0,4% больше показателя прошлого года (тогда было 10,15 млрд рублей). При этом выручка от заказов, сделанных клиентами магазина через платформы iOS и Android, составила почти 4,1 млрд рублей на 23% больше, чем в 2018 году. У «Утконоса» есть шансы сохранить лидерство и в 2020 году, считают аналитики INFOLine — за счет возможной синергии с «Лентой», контролирующим акционером которой в 2019 году стал Мордашов. Сам миллиардер говорил о намерении создать экосистему «по типу Amazon» на базе принадлежащих ему активов, однако деталей проекта не раскрывал.

Второе место в рейтинге INFOLine занял «Перекресток», нарастивший продажи на 234%, до 5 млрд рублей — он лидер роста в абсолютном выражении. Во многом это произошло, пояснили в самом  Perekrestok.ru, благодаря увеличению ассортимента в два раза, до 27 000 позиций, и открытию даркстора в Вешках площадью свыше 18 000 кв. м.

Замыкает тройку лидеров Ozon, увеличивший оборот продовольственных товаров с 1,4 млрд рублей до 3,5 млрд рублей. Осенью интернет-ретейлер запустил проект «Супермаркет» с ассортиментом около 6000 наименований и доставкой за 40-60 минут.

В 2019 году российский рынок онлайн-продаж продовольственных товаров вырос примерно на 70% и приблизился к 45 млрд рублей, притом что весь онлайн-рынок FMCG (товары повседневного спроса) превысил 200 млрд рублей, подсчитали в  INFOLine.

Генеральный директор INFOLine Иван Федяков отмечает основной тренд 2019-2020 годов для российского фудтеха — на рынок вышли крупнейшие игроки. Это в первую очередь «Яндекс» и Сбербанк. «Сбербанк, купив Instamart и переименовав проект в «СберМаркет», делает огромные шаги по активизации инвестиций в эту область, очень резко наращивает географию, охват географии по поставкам», — поясняет Федяков. — То же самое можно сказать про «Яндекс» — в прошлом году ИТ-гигант запустил проект «Яндекс. Лавка».

По мнению Федякова, появление крупных игроков на рынке не только даст толчок к развитию рынка фудтеха, но и изменит традиционный ретейл. «Мы видим, что сегмент гипермаркетов в России уже начинает серьезно трансформироваться, он начинает проседать по объемам продаж, потому что миссию, которую раньше выполняли гипермаркеты,  длительной закупки, закупки на неделю, на две  очень хорошо заменили сервисы доставок, такие как iGooods, как Instamart и другие. Но при этом магазины шаговой доступности оставались практически никак не затронуты этим трендом. В 2020 году на рынок  агрессивно зайдут сервисы экспресс-доставок, когда за 15 минут можно получить любой продукт, и тут уже под угрозу начинают попадать и магазины шаговой доступности», — продолжает гендиректор INFOLine.

Стремительный рост таких игроков, как Wildberries и Ozon, не случаен, добавляет Федяков: у них уже есть лояльная аудитория, которая постоянно делает покупки, и для них подключить какой-то еще один ассортимент не является чем-то проблематичным. При этом сами онлайн-гипермаркеты крайне заинтересованы в развитии фудтеха, в развитии продаж продуктов питания по одной простой причине  это резко увеличивает частоту покупок у их пользователей. «Это будет очень важно в будущем, потому что покупатель будет каждую неделю покупать какой-то небольшой продуктовый набор, раз в месяц одежду, раз в полгода технику, и он не будет уходить оттуда», — поясняет он.

Стремительный рост онлайн-продаж еды у Wildberries аналитик объясняет, во-первых, резким расширением ассортимента, во-вторых, продажами детского питания. «Те же самые домохозяйки с детьми, которые являются аудиторией Wildberries, у которых нет времени ходить по магазинам, на Wildberries находят очень хорошие предложения тех продуктов, которые могли бы купить и в обычном магазине», — добавляет он. 

В Wildberries Forbes заявили, что сервис не планирует запускать полноценный фудтех-сервис. При этом в 2020 году они надеются нарастить обороты продаж продовольственных товаров еще в десять раз. Если это произойдет, по объемам продаж продуктов питания Wildberries может обогнать «Утконос» и стать крупнейшим в России продавцом еды онлайн. «Продолжим развивать ассортимент «теплой полки»: бакалеи, кондитерских изделий, горячих и холодных напитков, молочных продуктов с длительным сроком хранения, а также продуктов для здорового образа жизни», — пояснил представитель компании. 

Дополнительные материалы

10 главных продавцов Рунета. Рейтинг Forbes