Спаситель на продажу: как самая дорогая картина в истории вызвала скандал на арт-рынке

Фото Eduardo Munoz Alvarez / Getty Images
«Спасителя мира» был продан за 450 миллионов долларов на аукционе Christie's в Нью-Йорке Фото Eduardo Munoz Alvarez / Getty Images
Во Франции выходит документальный фильм о картине «Спаситель мира» Леонардо да Винчи. Его авторы обещают пролить свет на политические махинации, связанные с самой дорогой картиной в мире

В новом полнометражном документальном фильме, премьера которого состоится 13 апреля на французском телеканале France 5, утверждается, что наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман заставил Лувр солгать о подлинности купленной им картины, чтобы избежать публичного унижения, поскольку он потратил $450 млн на подделку.

Фильм французского режиссера Антуана Виткина «Спаситель на продажу» — это расследование о том, как портрет Иисуса Христа спорного авторства, который окрестили «мужской Моной Лизой», оказался заложником закулисных сделок между Францией и Саудовской Аравией. Картина «Спаситель мира» вошла в мировую историю искусства в 2017 году, когда около тысячи коллекционеров, перекупщиков и зрителей собрались в главном аукционном зале Рокфеллер-центра в Нью-Йорке, и старейший аукционный дом Christie’s продал картину за рекордные $450 млн, что сделало ее самой дорогой в мире.

Миллиардер Рыболовлев продал шедевр Леонардо да Винчи «Спаситель мира» за рекордные $450,3 млн

Огромный общественный интерес — 120 000 поклонников искусства следили за аукционом благодаря прямой трансляции на Facebоok — и невероятно высокая финальная ставка отражали чрезвычайную редкость оригинальных работ Леонардо да Винчи. Несмотря на огромную известность и влияние итальянского мастера, в настоящее время существует менее 20 картин, которые, как считается, написаны им самим, и все они являются частью музейных коллекций. Christie’s назвал картину «величайшим художественным открытием за последние 100 лет».

Первые сомнения в подлинности «Спасителя мира» возникли, когда Лувр Абу-Даби (амбициозный культурный проект, спроектированный Жаном Нувелем и получивший от великого французского музея право делить с ним название «Лувр» в течение 30 лет. — Forbes) неожиданно передумал экспонировать картину в сентябре 2018 года. С тех пор ее не демонстрировали публично.

Местонахождение полотна оставалось загадкой до 2019 года, когда сервис Artnet, который публикует новости об искусстве, сообщил, что созданная 500 лет назад картина хранится на 134-метровой суперъяхте Serene наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда ибн Салмана.

В документальном фильме утверждается, что наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман отказался предоставить «Спасителя мира» Лувру, если музей не скажет, что это настоящая работа Леонардо да Винчи.
В документальном фильме утверждается, что наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман отказался предоставить «Спасителя мира» Лувру, если музей не скажет, что это настоящая работа Леонардо да Винчи. / Leon Neal / Getty Images

Но потом произошло событие, которое все изменило. В 2019 году «Спаситель мира» должен был предстать перед публикой в Париже на выставке Леонардо да Винчи, приуроченной к 500-летию со дня смерти художника. Перед этим эксперты французского Лувра провели собственный научный анализ картины и пришли к выводу, что да Винчи в лучшем случае лишь один из авторов «Спасителя», хотя работа действительно была создана в мастерской мастера. Авторы фильма утверждают, что специалисты Лувра проинформировали об этом владельца картины и намеревались обнародовать свое открытие, но в самую последнюю минуту картину не показали, а открытие экспертов так и не было обнародовано (Лувру запрещено публично комментировать находящиеся в частной собственности картины, которые в нем не выставлялись).

«Спаситель» ненастоящий? Кто заплатит за упавшего в цене Леонардо

Свое мнение высказали и некоторые искусствоведы. В книге The Last Leonardo («Последний Леонардо») критик Бен Льюис тоже пришел к выводу, что картина с большой вероятностью вышла из мастерской Леонардо, а затем мастер ее доработал. The Guardian приводит высказывание доктора Кармен Бамбах, историка искусства и куратора итальянских и испанских работ в Музее искусства «Метрополитен», которая говорит, что Christie’s ошибочно включила ее в число специалистов, приписывающих авторство картины Леонардо да Винчи. По ее мнению, над «Спасителем мира» работал преимущественно помощник мастера, Джованни Антонио Больтраффио, а сам Леонардо внес лишь «небольшие правки». Мэттью Ландрус, историк искусства из Оксфорда, публично рассуждал о том, что над картиной трудился в основном другой помощник Леонардо, Бернардино Луини.

«Спаситель мира»
«Спаситель мира» / Getty Images for Christie's Auction House

Документальный фильм Виткина прослеживает историю картины с 2005 года, когда нью-йоркский арт-дилер приобрел ее в плохом состоянии за $1175. Картину отреставрировали в США, а затем несколько экспертов лондонской Национальной галереи подтвердили, что это действительно работа Леонардо. Два года спустя она была продана российскому олигарху Дмитрию Рыболовлеву за $127,5 млн.

Авторы фильма также рассказывают о том, что происходило за кулисами Лувра после аукциона Christie’s. Как сообщается, несколько анонимных высокопоставленных чиновников в правительстве президента Франции Эммануэля Макрона утверждают в фильме, что предложение наследного принца одолжить картину Лувру для выставки 2019 года было связано с некоторыми условиями. Мухаммед бен Салман якобы настаивал на том, что Лувр должен демонстрировать «Спасителя мира» рядом с «Моной Лизой» и представлять его как «100%-ную работу Леонардо да Винчи».

Последнее решение принимал президент Эммануэль Макрон, решивший не соглашаться с требованиями принца, поэтому картина так и не была показана на выставке. Как сообщается, этот инцидент вызвал небольшой дипломатический конфликт между Францией и Саудовской Аравией. 

Перевод Натальи Балабанцевой

Дополнительные материалы

«Последнее творение да Винчи» и шесть женщин: самые дорогие картины десятилетия