К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Как братья из Китая заработали миллиарды благодаря чаю с пузырьками

Палатка Mixue Ice Cream & Tea (Фото VCG / Visual China Group / ТАСС)
Палатка Mixue Ice Cream & Tea (Фото VCG / Visual China Group / ТАСС)
В 21 год Чжан Хунчао торговал ледяной стружкой на улицах Китая. Четверть века спустя он и его младший брат Хунфу заработали состояние на продаже мягкого мороженого, кофейных напитков, а также лимонада и суперпопулярного bubble tea — чая с шариками, которые лопаются во рту

Когда ему был всего 21 год, Чжан Хунчао занял денег у своей бабушки, чтобы открыть небольшой ларек по продаже ледяной стружки (десерт на основе льда, политого фруктовым сиропом. — Forbes) в центральном китайском городе Чжэнчжоу. Первый магазин не оправдал надежд, однако через два года Чжан Хунчао повторил попытку, открыв второй ларек под названием Mixue Bingcheng, что в переводе означает «дворец сладкого снега». Со временем бизнес пошел в гору, и Хунчао переключился на торговлю мягким мороженым, а затем и bubble tea, лимонадами и кофейными напитками по очень низким ценам.

На сегодняшний день Mixue Bingcheng имеет около 36 000 магазинов и является крупнейшим в Китае производителем чая с пузырьками. Компания готовится к выходу на биржу, а Хунчао, которому сейчас 47 лет, и его 39-летний младший брат Хунфу стали миллиардерами.

Второго января Mixue Bingcheng подала заявку на IPO в Гонконге, раскрыв информацию о владельцах компании, — в настоящее время каждому из братьев принадлежит по 42,8% акций. По консервативным оценкам Forbes USA, стоимость Mixue Bingcheng, чьи выручка и чистая прибыль за первые девять месяцев 2023 года подскочили на 46% и 48%, до $2,2 млрд и $338 млн соответственно, составляет $2,9 млрд. Таким образом, состояние каждого из братьев Чжан оценивается в $1,2 млрд. В последний раз в январе 2021 года частная компания по производству bubble tea привлекла $329 млн при оценке в $3,3 млрд от таких инвесторов, как Hillhouse Capital миллиардера Лэя Чжана и Dragonball Capital, венчурного подразделения Meituan миллиардера Ван Сина. В 2022 году Mixue Bingcheng подала заявку на IPO в Шэньчжэне на сумму $915 млн, однако оно так и не состоялось. Существует вероятность, что и это IPO окажется неудачным для компании. За последний год индекс Hang Seng упал примерно на 25%, а у локальных акций было худшее начало года за последние два десятилетия.

 

Mixue Bingcheng, открывшая почти 32 000 франчайзинговых магазинов в Китае и еще 4000 в 11 других странах Азии, не ответила на просьбу прокомментировать оценку стоимости компании и состояние братьев Чжан. Согласно проспекту, за первые девять месяцев 2023 года в магазинах компании по всему миру было продано около 5,8 млрд напитков, что сделало ее, по данным China Insights Industry Consultancy, вторым по величине мировым производителем свежеприготовленных напитков по количеству проданных стаканчиков (первое место занимает Starbucks).

Компания выгодно выделяется на переполненном рынке bubble tea, благодаря своим низким ценам, за что и получила прозвище «Pinduoduo в мире bubble tea» в честь популярного китайского маркетплейса, принадлежащего миллиардеру Колину Хуану и известного своими огромными скидками (американский торговый сайт Temu, принадлежащий Pinduoduo, был запущен в 2022 году). Стоимость продукции Mixue Bingcheng, в которую также входят свежеприготовленные лимонады, мягкое мороженое, фруктовые чаи и кофе, варьируется от трех центов (примерно столько стоит банка Coca-Cola в Китае) до $1. Для сравнения, другая популярная китайская сеть по продаже bubble tea — Nayuki, зарегистрированная в Гонконге, в среднем берет за свои напитки $3,80.

 

Mixue Bingcheng заявила, что ей удается сохранять низкие цены, благодаря сквозной цепочке поставок, охватывающей все сферы деятельности — от закупок и производства ингредиентов до логистики, исследований, разработок и контроля качества. При этом почти весь доход и прибыль компании поступают от продажи франчайзи таких товаров, как кухонная техника и пищевые ингредиенты.

Напитки Mixue Bingcheng из заведения в Гонконге. (Фото Yasmine Zhai·Forbes Asia)

В 1997 году Хунчао учился в Хэнаньском колледже экономики и финансов (сейчас известный как Хэнаньский университет экономики и права). Тогда же летом он устроился на неполный рабочий день в киоск по продаже напитков. Именно во время работы ему пришла в голову идея построить собственный ручной аппарат для колки льда и открыть небольшой магазин, где продавались бы лакомства из ледяной стружки, которые были популярны в соседнем городском округе Шанцю, однако еще не добрались до Чжэнчжоу. По сообщениям местных китайских СМИ, он занял у своей бабушки 3000 юаней ($422), чтобы открыть свой первый магазин Coldsnap Shaved Ice.

Согласно данным китайских СМИ, Хунчао быстро усвоил жесткие уроки бизнеса, когда столкнулся с трудностями продажи ледяной стружки в зимний период, что вынудило его начать продавать мандарины для дополнительного дохода. Ему пришлось свернуть этот бизнес, однако в 1999 году он попытался снова вернуться к продажам, но уже новых продуктов — сладких напитков и мягкого мороженого.

 

Его младший брат Хунфу, который сейчас занимает пост гендиректора Mixue Bingcheng, пришел в компанию в 2007 году, чтобы стандартизировать оперативную и управленческую деятельность. Впоследствии его решения привели к созданию успешной франчайзинговой модели компании. Сегодня 99,8% из 36 000 магазинов компании управляются 16 000 франчайзи, что делает ее одним из крупнейших франчайзинговых операторов в мире (у компании в два с лишним раза больше точек, чем у Dunkin', и почти в два раза больше, чем у Burger King). Mixue Bingcheng, имеющая 84 китайских патента и собственные заводы, продает своим франчайзи все — от кухонной техники до пищевых ингредиентов, включая сиропы, молоко, чай, кофе и фрукты.

Все эти годы братья Чжан продолжали воплощать свои инновационные идеи. В 2017 году они открыли свою первую кофейню Lucky Cup — сейчас она насчитывает 2900 точек. В 2018 году они экспортировали бренд Mixue Bingcheng во вьетнамский Ханой; сегодня магазины компании есть в Канаде, Индонезии, Японии и Южной Корее. В последние годы компания представила свой ставший уже знаменитым маскот «Снежный король» и начала ставить в своих магазинах музыкальные клипы и песни с его участием. Музыкальная тема магазинов Mixue Bingcheng I Love You, You Love Me, Mixue Ice Cream & Tea с участием Снежного короля набрала более 24 млн просмотров на сайте бывшего миллиардера Руи Чена Bilibili, китайском аналоге YouTube. Снежный король также появлялся в анимационном телесериале и играл ключевую роль на фестивалях Ice Cream Music компании.

Братья Чжан — последние, кому удалось сделать состояние на bubble tea, который стал особенно популярным среди миллениалов и представителей поколения Z в Азии и США. Другим известным магнатом империи bubble tea является Ван Сяокунь, основатель и председатель совета директоров компании Cha Panda, которая также ждет выхода на биржу. За главным конкурентом Mixue Bingcheng — компанией Nayuki — стоит супружеская пара Пэн Синь и Чжао Линь. Они достигли статуса миллиардеров после IPO компании в Гонконге в 2021 году. Однако с тех пор они выбыли из их числа после падения акций компании на 80%, вызванного проблемами с безопасностью продуктов питания.

Перевод Ксении Лычагиной

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+