FT узнала о завершении выхода Фридмана и Авена из Альфа-банка и «АльфаСтрахования»
Михаил Фридман и Петр Авен, которые находятся под санкциями Евросоюза и Великобритании, продали свои доли в Альфа-банке и «АльфаСтраховании» бизнес-партнеру Андрею Косогову, пишет Financial Times. Миллиардеры владели в общей сложности 45% банка и 42% страховщика. Обе компании в ходе сделки были оценены в $2,5 млрд
Михаил Фридман (№10 в рейтинге миллиардеров России — 2024 Forbes, состояние $13,1 млрд) и Петр Авен (№32 в рейтинге, $4,3 млрд), которые находятся под санкциями Евросоюза и Великобритании, продали свои доли в Альфа-банке и «АльфаСтраховании» бизнес-партнеру Андрею Косогову, пишет Financial Times (FT) со ссылкой на документы.
Таким образом была завершена сделка, заключенная в 2023 году. Миллиардеры владели в общей сложности 45% акций банка и 42% акций страховщика, по условиям сделки, обе компании оценивались примерно в 240 млрд рублей ($2,5 млрд), пишет FT.
После завершения сделки Косогов (№117, $1,1 млрд), который не попал под санкции, стал крупнейшим акционером Альфа-Банка и инвестфонда LetterOne, штаб-квартира которого расположена в Лондоне.
У Косогова, бывшего главы инвестподразделения «Альфа-банка», была самая маленькая доля в бизнесе, пока он не выкупил доли своих партнеров Германа Хана (№20 в рейтинге 125 миллиардеров России — 2024 Forbes, состояние $8,5 млрд) и Алексея Кузьмичева (№25, $6,6 млрд) в Альфа-Банке и LetterOne в 2022 году. Хан и Кузьмичев одолжили Косогову $7 млрд для покупки их долей в LetterOne и договорились об опционе, позволяющем выкупить их обратно в течение 10 лет, следует из постановления Высокого суда Англии и Уэльса, опубликованного в прошлом декабре.
Бизнесмены надеются, что продажа банка и страховой компании поможет им добиться снятия санкций ЕС, отмечает газета.
Фридман и Авен отказались от комментариев FT. Косогов не ответил газете. Forbes отправил запрос в Альфа-банк.
Фридман, Хан и Авен попали под санкции Евросоюза и Великобритании весной 2022 года. В обосновании ограничений отмечалось, что Авен «извлекал выгоду из своих связей во власти», а Фридману «удалось наладить прочные связи с администрацией Владимира Путина». Миллиардеры назвали решение необоснованным и пообещали его оспорить. В мае 2022 года бизнесмены подали иски к Совету ЕС в Европейский суд общей юрисдикции.
10 апреля 2024 года Европейский суд общей юрисдикции постановил отменить персональные санкции против Фридмана и Авена, действовавшие с февраля 2022-го по март 2023 года. Суд счел недостаточно обоснованными причины, приведенные Советом ЕС, для включения бизнесменов в санкционный список.
В конце августа 2024-го власти ЕС отказали Фридману в просьбе снять с него все действующие санкции, после того как суд ЕС постановил отменить ограничения частично. По словам миллиардера, Совет ЕС ответил ему двумя краткими письмами, не объяснив причину сохранения ограничений.
В сентябре Фридман проиграл суд о санкциях ЕС. Бизнесмен обжаловал требование ЕС декларировать свои экономические ресурсы в европейских странах, однако Европейский суд общей юрисдикции в Люксембурге отклонил их доводы.