Год провалов, скандалов и рекордных выплат: как прошел 2025-й у Илона Маска

То, что, возможно, самый сумасшедший год в жизни Илона Маска завершился тем, что акционеры Tesla одобрили его колоссальный компенсационный пакет, напоминает: в Силиконовой долине последствия чаще носят теоретический характер, а терпение инвесторов, похоже, растет в геометрической прогрессии.
Сотни миллионов долларов, которые Маск вложил в предвыборную кампанию Дональда Трампа в 2024 году, принесли ему и благодарность, и должность в новой администрации. В январе он возглавил Департамент эффективности правительства США (DOGE), в основном руководил командой молодых айтишников, которые очищали федеральный бюджет от неэффективных расходов. Постоянное присутствие Маска рядом с Трампом в Овальном кабинете на время превратило его в подобие второго президента. И хотя Tesla, ключевой актив его состояния в $745 млрд, в 2024 году впервые показала годовое падение продаж электромобилей, Маск уверял, что когда-то прогресс в ИИ, робототехнике (и особенно машинах на автопилоте) сделает компанию самой дорогой в мире.
Уже через несколько недель все предсказуемо пошло наперекосяк.
«Самый богатый человек в мире, убивающий самых бедных детей — картина, мягко говоря, некрасивая».
Агрессивные сокращения бюджетов, проведенные DOGE, лишь на миллиметр приблизили обещание Маска сократить расходы правительства на $2 трлн. По одним оценкам, расходы сократились на $1,4 млрд, по другим — вообще не изменились, при том, что меры применялись крайне непопулярные. Более того, вместо того, чтобы сокращать расходы, инициатива DOGE по сокращению штата Налоговой службы США (IRS) спровоцировала дополнительные расходы в $21,7 млрд и замедлила скорость сбора налогов. По оценке Yale Budget Lab, за 10 лет это может вылиться в недополученные $2,4 трлн. Не менее разрушительным стало решение ликвидировать USAID, которая десятилетиями занималась поставками еды и лекарств в беднейшие регионы мира. По данным исследования Гарварда, ликвидация организации привела к сотням тысяч смертей.
«Самый богатый человек в мире, убивающий самых бедных детей — картина, мягко говоря, некрасивая», — заявил Билл Гейтс в интервью Financial Times.
Несмотря на сходство — импульсивность, зависимость от соцсетей, склонность к оскорбительным публичным заявлениям — самый богатый человек мира и президент США быстро устали друг от друга. В мае Маск с шумно покинул близкий круг Дональда Трампа, скандал начался с атак на законопроект One Big Beautiful Budget Act и закончился намеками, что имя Трампа фигурирует в деле Эпштейна. Заодно Маск пофантазировал о создании собственной партии, что, предсказуемо, так и не произошло. Уже через два месяца он снова начал искать путь к примирению, чтобы вернуть благосклонность Трампа.
Пока богатство Маска стремительно множилось, его репутация двигалась в противоположном направлении. Жест, который он дважды продемонстрировал на инаугурационной вечеринке Трампа в январе, слишком напоминал нацистское приветствие. Маск все отрицал, но очевидно, что он усилил поддержку крайне правых, антииммигрантских политиков в Европе и продвигает через свою платформу X (заблокирована в России) посты с риторикой, созвучной лозунгам белых националистов, включая запугивание ростом доли небелого населения.
Его нападки на эмпатию, странный эпизод с размахиванием бензопилой на консервативном митинге в феврале и сообщения о злоупотреблении кетамином также не добавили очков. «Он открыто говорит, что принимает кетамин», — заявила глава аппарата Трампа Сьюзи Уайлс в интервью Vanity Fair.
«Tesla страдает от проблем, которые выходят за рамки поведения Илона. Линейка продуктов сильно устарела. Ничего нового».
Но ни это, ни что‑либо еще не поколебало фанатов или совет директоров Tesla: в ноябре они одобрили новый десятилетний компенсационный пакет, который в теории может принести Маску рекордный $1 трлн. И это не предел: в 2026‑м его ждет еще один солидный куш, если SpaceX выйдет на IPO с оценкой $800 млрд, что сделает Маска первым в истории триллионером задолго до IPO Tesla.
Скандальный CEO
Маск не первый основатель компании с радикальными взглядами или обвинениями в расизме — достаточно вспомнить Генри Форда, отмечает профессор Гарвардской бизнес‑школы Энди Ву.
Разница в том, что «у Генри Форда не было соцсетей и он не жил в 24‑часовом новостном цикле», говорит Ву: «Неприятные стороны его личности были просто недостаточно известны, чтобы полностью опорочить его образ в глазах публики».
Еще одно отличие — нежелание совета директоров Tesla ограничивать самые деструктивные порывы Маска, считает профессор Йельской школы менеджмента Гаутам Мукунда (Генпрокуратура признала деятельность Йельского университета нежелательной на территории России).
«Отношения CEO и совета — это партнерство. Задача ответственного совета — не кивать, как игрушечный болванчик, на каждую просьбу руководителя, особенно если его поведение в лучшем случае непредсказуемо», — говорит он.
Сам Маск почти ни в чем не раскаивается, но на записи подкаста недавно признал, что работа в DOGE навредила Tesla, и, оглядываясь назад, он «не стал бы повторять этот опыт». «Вместо DOGE я мог бы просто работать в своих компаниях, и тогда на протестах никто бы не сжигал машины», — заметил он.
Роботы и роботакси
Пока Tesla не продает робота Optimus, хотя Маск утверждает, что это начнется до конца 2026 года; оценить реальный прогресс сложно. Производство «армии роботов», как он ее называет, планируется на заводе во Фримонте (Калифорния), при этом глава компании обещает цену около $20 000 за единицу. Но в сети легко найти видео, где робот дает сбой и, судя по всему, продолжает сильно зависеть от операторов.
Сегодня ключевой бизнес Tesla по‑прежнему строится на продаже автомобилей, батарей и сервисов зарядки, и по итогам 2025 года компания, судя по всему, покажет второй подряд спад продаж электромобилей — около 6% за первые девять месяцев к прошлому году. Причины — жесткая конкуренция, особенно со стороны китайских производителей, и негатив к бренду со стороны части покупателей в США и Европе на фоне политических заявлений Маска. По оценке Cox Automotive, продажи Tesla в США в 2025‑м упали примерно на 8,9%, до 577 097 машин, включая падение на 22% в IV квартале.
«Легко переключиться на роботов, когда никто не покупает твои машины».
Поведение Маска, по всей видимости, стало одной из причин падения популярности бренда Tesla в 2025‑м среди глобальных автопроизводителей: по данным Interbrand, популярность упала на 35% по сравнению с 2024 годом.
Конец года близится, а программа роботакси тоже далека от достижения целей, поставленных Маском. «Tesla будут ездить по улицам Остина без водителя уже в июне. Это не далекое будущее, а буквально пять–шесть месяцев», — заявил он на звонке с инвесторами 29 января.
На практике роботакси Tesla в Остине по‑прежнему работают с водителями — этот этап лидер рынка автономного вождения Waymo прошел более пяти лет назад. Лишь в середине декабря в Остине наконец заметили несколько полностью беспилотных Tesla без водителя и пассажиров, что помогло акциям компании взлететь до рекордных $489,88 за штуку 16 декабря. В это время государственные аудиторы продолжают расследование в отношении системы Full Self‑Driving, а калифорнийский департамент транспорта и суд штата пришли к выводу, что маркетинг функций Autopilot и FSD вводил клиентов в заблуждение — в Калифорнии приостановят продажи автомобилей.
Плохой дар ясновидения
За годы наблюдения за Маском стало очевидно: его дар предсказывать будущее крайне слаб, это касается не только роботакси и роботов. В марте 2020 года он глубоко ошибся с ковидным прогнозом («Основываясь на текущих тенденциях, к концу мая количество новых заболевших будет близко к нулю», — написал он). Заявления о превосходстве чат‑бота Grok от его компании xAI разбились о жестокую реальность: ИИ не только восхвалял Адольфа Гитлера и называл себя Меха-Гитлер, но и многократно выдавал фейки и расистские высказывания, а также утверждал, что Маск «выносливее Леброна Джеймса и умнее Леонардо да Винчи». Boring Co., по заявлениям Маска, должна была создать высокоскоростную подземную систему транспортного сообщения — вместо этого компания совершила ряд экологических правонарушений во время строительства низкоскоростной системы туннелей под Лас-Вегасом. А SpaceX, несмотря на ажиотаж вокруг IPO, пока не показала стабильных запусков ракет Starship, а это ключевая амбиция Маска по колонизированию Марса: за год около десяти прототипов взорвались, по оценкам, каждый стоил более $90 млн.
Фанатов это не останавливает. «Обещания Маска никогда не сбываются в заявленные сроки. Но причина, по которой его изучают в бизнес‑школах и за которую его любят инвесторы, в том, что он страстно строит будущее, а не выжимает максимум из прошлого», — признает Ву.
Это видно и по модельному ряду Tesla. Кроссовер Model Y и седан Model 3 остаются среди самых продаваемых машин в мире, но уже ощутимо стареют, а новых хитов компания не выпускала. Cybertruck, по сути, провалился, а анонсированный на II квартал 2026 года Cybercab столкнется с потенциальными регуляторными и рыночными рисками.
«Tesla страдает от проблем, которые выходят за рамки поведения Илона. Линейка продуктов сильно устарела. Ничего нового», — говорит Эд Ким, президент и главный аналитик AutoPacific.
Поворот от личного транспорта к роботам и роботакси может быть вполне логичным, считает Ву: «Рынок электрокаров, который он сам же помог запустить, становится все менее привлекательным. Мы ожидали массовый вход новых игроков в этот сегмент, и это уже происходит, особенно за счет китайских компаний. Чтобы и дальше расти теми темпами, к которым привыкли акционеры, Tesla придется диверсифицироваться — возможно, как раз в сторону гуманоидных роботов и роботакси».
Перемирие с Трампом
На данный момент Маск и Трамп, похоже, пришли к перемирию после конфликта, в том числе потому, что оба могут извлечь пользу из союза. Деньги Маска пригодятся республиканцам на промежуточных выборах в конгресс 2026 года, а сам Маск вынужден оставаться в хороших отношениях с Белым домом из‑за жесткого федерального надзора за безопасностью Tesla и роли SpaceX как одного из крупнейших подрядчиков правительства.
У Маска и раньше были странные времена. В 2018‑м он заплатил штраф Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) и покинул пост председателя совета Tesla после ложных заявлений о наличии у него денег для проведения делистинга компании. В 2020‑м жесткие карантинные меры в Калифорнии, связанные с ковидом, вызвали у него нервный срыв, кульминацией которого стала истерика на отчетном звонке, где он назвал ограничения «фашистскими» и вскоре перевел штаб‑квартиру Tesla из Пало‑Альто в Калифорнии в техасский Остин.
Но 2025 год показал кое‑что новое: поведение Маска и сопутствующие скандалы, даже если они вызывают всеобщее осуждение, не влияют на биржевой курс и его отношения с акционерами и не мешают стремительному росту его состояния.
«Можно рассматривать это как эффект мема на бирже: розничные инвесторы хотят иметь кусочек Tesla, потому что чувствуют, что участвуют в чем‑то большем. Ставка на мем‑эффект или на перспективы роста — и то, и другое невозможно без Маска», — говорит Ву.
Другие крайне недовольны советом директоров, его мягкостью и нежеланием приструнить Маска. «Вместо того чтобы соблюдать базовые стандарты корпоративного управления, совет Tesla одобряет возмутительный пакет на $1 трлн для CEO, который большую часть года был вовлечен в инфантильные политические склоки, а не занимался созданием акционерной стоимости», — заявила Рэнди Вайнґартен, президент профсоюза American Federation of Teachers, управляющего пакетами акций Tesla в своих пенсионных фондах.
«Вознаградить деструктивное поведение такой непристойной зарплатой — пощечина не только уволенным госслужащим, но и пенсионерам, чьи накопления вложены в акции Tesla», — добавила она.
Слишком рано судить, сбудутся ли мечты Маска о роботах и роботакси, хотя, по оценке аналитика Morgan Stanley Эндрю Перкоcо, рынок уже заложил этот сценарий в цену акций, и он недавно понизил рейтинг Tesla до «держать».
Часть инвесторов по‑прежнему верит, что Маск сможет провести трансформацию Tesla, но многие из прежних фанатов и долгосрочных держателей акций — уже нет. «Тот вектор, который он выбрал, на мой взгляд, во многом следствие того, что люди больше не хотят покупать машины. Легко переключиться на роботов, когда никто не покупает твой автомобиль», — говорит Росс Гербер, CEO Gerber Kawasaki Wealth and Investment Management, ему подконтрольны $4 млрд, включая более $80 млн в акциях Tesla.
Перевод Глеба Анфиногенова
