К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Через Индию к звездам: как Филиппо Гирелли строит бизнес-империю на земле и в космосе

Филиппо Гирелли (Фото Infracorp)
Филиппо Гирелли (Фото Infracorp)
Заработав небольшое состояние в Италии, Филиппо Гирелли сделал большую ставку на один из крупнейших заводов Индии. Благодаря этому приобретению он стал миллиардером и теперь намерен построить бизнес-империю, где будет все: от частных аэропортов в Европе до центров обработки данных в открытом космосе

Солнечным весенним днем в Монако Филиппо Гирелли бодро разворачивает ноутбук, чтобы показать в камеру свой вид на Средиземное море из окна личного кабинета. «Здесь я живу уже больше пяти лет. Место отличное», — говорит предприниматель во время видеозвонка и перечисляет города, куда часто ездит в командировки: Лондон, Нью-Йорк, Дубай.

Три месяца спустя он общается с Forbes USA снова — уже из Лондона. «Отучившись в университете [в Риме], я уехал в Африку», — рассказывает 45-летний Гирелли, называя еще Гвинею и Мали, где впервые стал работать в инженерных и инфраструктурных проектах.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Карьерный путь у Гирелли весьма нестандартный. С 25 до 35 лет он успел заработать небольшое состояние на недвижимости в Италии и Северной Африке, затем чуть все не потерял по время «арабской весны» в Египте. Потом он вернулся в Италию и «открыл себя заново», основав фирму, которая помогала крупным компаниям сокращать расходы на энергопотребление.

 

Но львиной долей своего богатства в размере около $1,5 млрд Гирелли обязан Индии. В январе 2023 года бизнесмен оформил главную сделку в своей жизни. На деньги, вырученные с частичной продажи собственной фирмы по оптимизации расходов на энергию и вложений в объекты недвижимости, мужчина приобрел у торгующего нефтью сингапурского холдинга Trafigura 25%-ный пакет акций во втором по величине нефтеперерабатывающем заводе Индии, который находится на западном побережье страны.

Перерабатывающий завод Nayara Energy в Вадинаре является одним из самых высокотехнологичных в Индии и вторым по величине после завода Reliance Industries в близлежащем Джамнагаре (Фото Dhiraj Singh·Bloomberg·Getty Images)

Когда в 2017-м совместно с российским инвестиционным фондом UCP завод выкупили Trafigura и «Роснефть», предприятие оценивалось в $12,9 млрд, включая долговую нагрузку. Руководство Trafigura 85% своей доли профинансировало банковским кредитом, остальное оплатив наличными средствами.

 

Заинтересованность в выкупе доли Trafigura Гирелли впервые озвучил в 2020 году. Формально сделку закрыли в 2021-м, но из-за индийской антимонопольной службы она была отложена до 2023-го и прошла спустя 11 месяцев после начала «спецоперации»* (в 2022-м руководство Trafigura объявило о выходе из долгосрочных контрактов с российскими компаниями). По словам самого бизнесмена, ни на итоговый ценник, ни на его решение вложиться это никак не повлияло. При этом в публичных документах Trafigura фигурирует, что за указанные активы Гирелли выложил $169 млн, а это на 42% ниже суммы, которую при покупке в 2017-м заплатил бывший владелец. Теперь Forbes USA оценивает тот пакет акций как минимум в $1,1 млрд за вычетом кредитов.

Помимо перерабатывающего завода фирме Гирелли под названием Nayara Energy принадлежат крупнейшая в Индии частная сеть автозаправок и глубоководный порт. По мере того как страна наращивала объемы импорта дешевой российской нефти для быстрорастущих экономики и населения, компания итальянца отлично на этом заработала. За финансовый год к марту 2025-го она зафиксировала прибыль в размере $760 млн при выручке в $17,6 млрд, то есть с 2022-го показатели выросли соответственно на 500 и 25%.

«Обороты бизнеса выросли многократно. Компания значительно подняла продуктивность и сильно повысила маржинальность, — отмечает Гирелли. — Финансовые вложения окупились с лихвой».

 

Фирма является, пожалуй, одним из самых желанных активов Индии. «У Nayara очень важная роль. Индия — это растущая страна, где спрос на топливо постоянно увеличивается, — поясняет Панкадж Сривастава, старший вице-президент по работе с сырьевыми рынками в профильном исследовательском агентстве Rystad Energy. — Nayara закрывает значительную долю внутренней потребности страны в топливе. У предприятия стратегическое расположение».

Как говорится в мартовской статье индийского издания The Morning Context, выкупить бизнес Nayara Energy пытались и принадлежащий государству аравийский гигант Saudi Aramco, и конгломерат Reliance Industries индийского миллиардера Мукеша Амбани. Когда переговоры о продаже предположительно зашли в тупик, банки стали задерживать фирме платежи, а Microsoft отрезал ей доступ к своим облачным продуктам. Экспорт также приостановили Ирак и Саудовская Аравия, на которые, судя по данным аналитической бизнес-платформы Kpler, до введения санкций приходилось 37% всего нефтяного импорта Nayara Energy (остальное поступало из России). В «Роснефти» и UCP на просьбы дать комментарий не ответили. Представитель Saudi Aramco что-либо сообщать отказался, а пресс-секретарь Reliance Industries заявил, что фирма «переговоры о покупке Nayara не ведет».

Восстановился бизнес довольно быстро. 88% своей продукции Nayara Energy реализует внутри страны, хотя в октябре 2025-го этот объем составлял две трети. Кроме того, компания нашла новые рынки сбыта, включая Бразилию, Судан, Турцию, и стала работать с местными банками для оформления платежей. Согласно статистике Kpler, по состоянию на декабрь предприятие получает практически всю свою нефть из России, причем объемы переработки сырья близятся к максимальным значениям.

«Несмотря на давление сразу по нескольким фронтам Nayara смогла нарастить масштабы деятельности, — говорит Сумит Ритолия, аналитик из Kpler. — Открытый доступ к российской нефти-сырцу, новые логистические механизмы, развивающиеся рынки для экспорта и расширяющаяся сеть покупателей, готовых вести расчеты в условиях санкций, позволили перерабатывающему заводу выйти почти на оптимальные в экономическом отношении обороты».

Гирелли, в свою очередь, называет себя пассивным миноритарным инвестором и считает, что санкции его капиталовложению совсем не навредили. «Компания по сути живет индийским рынком. Проблема возникла бы, если бы продукция продавалась в Европе, но в силу того, что рынок практически локальный, это на показатели компании никак не влияет, — заверяет предприниматель и продолжает: — Если уж на то пошло, это можно использовать как инструмент для ускорения сбыта, но нужно еще смотреть».

 

Если бы предприятие выставили на продажу, исходя из показателей в отчетах, или даже за более консервативные суммы по расчетам Forbes USA, Гирелли получил бы прибыль свыше 500%. Однако, что бы с Nayara Energy ни случилось, бизнесмен стремится вперед. В 2024 году он учредил новый инвестиционный фонд под названием Infracorp, который намерен строить все: от космодромов и частных аэропортов до орбитальных центров обработки данных и ядерных реакторов в открытом море.

Гирелли расширяет небольшой частный аэропорт Альбенга-Ривьера на северо-западе Италии (Фото Infracorp)

«Цель — вкладывать деньги в системную инфраструктуру, — рассуждает итальянец, приводя целый список нынешних и будущих амбициозных инвестиций. — Мы хотим генерировать энергию для электросети. Мы много работаем над децентрализованным ИИ. Мы выкупили свой первый аэропорт, который станет важнейшим терминалом для частных самолетов в Европе. Мы работаем над космическими модулями, над будущими космическими станциями и орбитальными центрами обработки данных. В ближайшие полгода-год мы представим ряд крайне интересных проектов».

Кому-то это может показаться несбыточной мечтой, но Гирелли окружил себя отраслевыми экспертами в каждой интересующей его области и о том, как претворить все эти идеи в реальность, консультируется с ними. Например, недалеко от Монако бизнесмен собирается запустить частный аэропорт, а на юге Италии — мусороперерабатывающий завод, который будет генерировать электроэнергию.

«Он из тех, кто видит более широкую картину и берется за дело, — говорит Стефано Поли, коммерческий директор специализирующейся на космических вычислениях израильской фирмы Ramon.Space, который консультирует Гирелли по инвестициям в космическую отрасль. — Он умеет играть в шахматы сразу на нескольких досках».

 

Манфреди Лефебвре Д'Овидио, еще один миллиардер из Монако, заработавший состояние в круизном и туристическом бизнесе, добавляет: «Он чрезвычайно предприимчив. И вправду делает то, о чем говорит».

Гирелли родился в семье среднего класса в Риме в 1980 году, и воспитали его предприимчивые родители. Отец владел строительной фирмой, мать сначала управляла сельскохозяйственной компанией, а потом переключилась на сферу недвижимости.

Отучившись на инженера-строителя в римском университете Сапиенца и получив диплом магистра делового администрирования в бизнес-школе при Свободном международном университете социальных наук Гвидо Карли, в 2003 году молодой Филиппо уехал из Италии в западную Африку работать инженером-проектировщиком в строительной фирме Astaldi. «Это был замечательный опыт, пусть и очень непростой, поскольку заниматься строительством в тех странах весьма трудно», ― вспоминает Гирелли, имея в виду проекты, в которых успел поработать, в том числе по сооружению моста между Гвинеей и Мали.

Потом его задействовали в строительстве автомобильных трасс в Турции, и позднее, в 2006-м, мужчина вернулся в Италию проектировать высокоскоростные железнодорожные пути для итальянского промышленного гиганта Impregilo, который сегодня называется Webuild. В возрасте 27 лет будущий миллиардер перешел в итальянское агентство недвижимости De Angelis Group, которому принадлежали квартиры, гостиницы и медклиники в Италии и Франции.

 

В 2009-м случилась трагедия: в автомобильной аварии погиб основатель компании. Гирелли утверждает, что к тому времени вел с учредителем переговоры о приобретении доли в бизнесе, однако после его смерти договорился о выкупе ключевых проектов, в которых был задействован лично, включая один торговый центр. После этого предприниматель основал собственную строительную фирму и начал инвестировать в возведение жилья и коммерческих объектов в Марокко и Египте.

В 2013 году приключилась еще одна неприятность, когда в Египте вспыхнули антиправительственные протесты. Гирелли был вынужден уехать и потерпел на проектах в стране крупные убытки, так что пришлось снова начинать с чистого листа в Италии. «Это обернулось существенными потерями, но еще стало важным уроком», ― признает бизнесмен.

Впоследствии он открыл компанию Genera Group, которая работает в рамках проектов по сокращению энергозатрат с такими клиентами, как изготовитель шин Pirelli и производитель потребительских товаров Unilever. К подобной деятельности относятся разработка солнечных панелей, установка более эффективного освещения, захват избыточного тепла от промышленных процессов, а заработком является доля от сэкономленных средств.

В 2017-м предприниматель продал 49% фирменных активов за неназванную сумму управляющей организации IKAV из Германии. Спустя три года он выкупил акции у IKAV обратно и продал 75% уставного капитала швейцарскому инвестиционному фонду Susi Partners за изначально предложенные $30 млн. Тогда же мужчина стал задумываться о том, чтобы вложиться в Nayara Energy.

 

«У нас было две цели. Первая — построить биоперерабатывающий завод для экологичного производства авиатоплива, которое позволяет самолетам меньше загрязнять окружающую среду по сравнению с обычным горючим, — уточняет миллиардер. — Вторая — заключить с индийским правительством соглашение о выпуске авторикш на электродвигателях и организации замены аккумуляторов на более чем 6500 бензоколонок Nayara Energy».

Все планы сорвала «спецоперация» на Украине. От проекта Гирелли не отказался, но сделал шаг назад. «Мы решили стать пассивным инвестором [в Nayara], — говорит предприниматель. — Мы сыграли свою роль в плане экологии, но ресурсы сосредоточили на других направлениях».

Продав оставшуюся часть Genera Group тому же Susi Partners за неназванную сумму в декабре 2024-го и подумывая также выйти из долевого участия в Nayara Energy, теперь Гирелли всецело и полностью сфокусировался на инвестициях через Infracorp. Капиталовложения он делит на четыре обширные категории: транспорт и инфраструктура, энергетический переход и автономность, космическая экономика, децентрализованный искусственный интеллект и безопасность.

Бизнесмен заявляет, что к настоящему моменту он выделил уже свыше $100 млн и вложился более чем в 65 различных проектов. В их число входит открытие заводов по изготовлению биометана и биоэтанола в Соединенных Штатах, завода по преобразованию автомобильного лома в электричество в Италии, а также 18 центров обработки данных в Италии и Франции. По словам миллиардера, в планы входит еще сооружение центров обработки данных на околоземной орбите и атомных электростанций у берегов Италии.

 

Самой заметной сделкой, о которой Гирелли сообщал в последнее время, является покупка в 2024 году аэропорта Альбенга-Ривьера — это терминал для частных самолетов на северо-западном побережье Италии рядом с Генуей. Сюда можно за 80 минут доехать на автомобиле (или за 25 минут добраться на вертолете) из Монако. Итальянец намерен сделать объект авиационным хабом для богатого города-государства, который сам по себе слишком мал для собственного аэропорта, причем это будет первый пункт в сети из 16 частных аэропортов по всей Европе (объем инвестиций в каждую из таких локаций оценивается примерно в $60 млн).

«Доступ в коммерческие аэропорты становится для частных самолетов все сложнее, количество частных рейсов растет и по мере снижения их стоимости благодаря новым технологиям будет расти и дальше, — прогнозирует Лефебвре Д'Овидио, в частности упоминая летательные аппараты на электродвигателях от производителей вроде калифорнийской компании Joby Aviation. — У частных аэропортов имеется огромный потенциал».

Что же касается того, где искать средства на финансирование этих масштабных проектов, — помимо собственного кошелька, особенно в случае продажи доли в Nayara Energy, — Гирелли особо не переживает: «Когда есть бизнес-модель с предсказуемым потоком ликвидности, найти деньги довольно легко. Проблем с поисками финансирования по всему миру у нас нет. Вкладываться в такое хотят многие на Ближнем Востоке».

Консультанты бизнесмена с ним полностью согласны. «Умные люди собственные деньги не тратят. Они прибегают к рынкам капитала, — говорит Гючлю Баткын, генеральный директор сети офтальмологических клиник Dünyagöz и консультант Infracorp. — Деньги, которые ждут, когда их куда-то инвестируют, есть во всех уголках мира. Нужно просто знать, где искать и с кем вкладываться, а он отлично в этом разбирается».

 

Другой консультант Infracorp, Массимилиано Ладовац, гендиректор фирмы SpinLaunch, получающей финансирование за счет венчурного капитала и специализирующейся на космических полетах, добавляет: «У него в каком-то смысле американский склад ума, и он готов брать на себя риски. Он умеет вовремя сменить курс».

Судить об успехе самых недавних начинаний Гирелли пока еще рано. Но в одном предприниматель абсолютно уверен: когда все соберется воедино, огромная прибыль с Nayara Energy покажется детским лепетом. «Я полагаю, у нас будет что-то около четырех-пятикратной отдачи, — делится бизнесмен. — Особенно в космосе с центров обработки данных».

Если ему такое и удастся, то, вполне вероятно, уже через несколько лет.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Перевод Forbes.com