К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Евангелие от интернета


Нет Бога, кроме Facebook, и Цукерберг — пророк его

Когда я был молодым и любознательным, а не старым и ленивым, как сейчас, меня занимали вопросы веры человечества в разное. Поскольку в конце 1970-х добраться до первоисточников не было почти никакой легальной возможности, то приходилось довольствоваться компиляциями и изложениями. Одной из самых полезных книжек, неизвестно как прорвавшихся через сито ГлавЛита, были «Сказания Евангелистов» Зенона Косидовского. Кстати, рекомендую, если кто еще не. 

С тех давних пор звание евангелиста было у меня прочно связано с четырьмя персонажами, достаточно известными поименно, чтобы называть их здесь еще раз.

Прошло довольно много лет, я стал заниматься IT и с удивлением узнал, что есть еще несколько человек, именующих себя евангелистами. Более того, у кого-то эта должность, похоже, была вписана в штатное расписание — к примеру, у Apple: Гай Кавасаки и Майк Бойч объявили Apple религией и проповедовали соответственно. Прошло еще какое-то время, я поседел и понял, что интернет — единственная среда, где евангелизм цветет и мутирует. Здесь у нас теперь евангелистов больше, чем было первых христиан.

 

К чему такое пространное вступление? Да просто очень жарко, и мозг, видимо, размягчается — причем не только в Москве. Мне кажется, что модель поведения некоторых лидеров IT-индустрии ничем иным, как общим перегревом атмосферы и рынка, объяснить нельзя. Еще разве что растущим — видимо, от перегрева же — ощущением их собственной избранности и мессианства. И рост недовольства Facebook, особенно заметный в последние пару месяцев, на мой взгляд, вызван именно этим.

Люди! Цукерберг вас не слышит!

Как не слышали пару лет назад оcнователи MySpace Крис ДеВольф и Том Андерсон, пока не оглохли и не ослепли окончательно.

Facebook лучше вас знает, что вам нужно, и покроет вас своей благодатью, нравится вам это или нет. Потому что 500 миллионов (а в ближней перспективе, по оценкам, миллиард) лояльных последователей Facebook это уже не секта, это — конфессия. Нет Бога, кроме Facebook, и Цукерберг — пророк его. Поэтому чем вы там недовольны? Отсутствием тредов в комментариях? Примитивностью лайканья? Недостаточностью privacy? Окститесь, первохристиан, вон, вообще распинали публично, какая уж там privacy...

На самом деле мания величия у людей, которые практически в детском возрасте стали регуляторами помыслов для сотен миллионов других людей, — явление неудивительное. И это, по моему разумению, еще один пример утрирующего эффекта интернет-среды. Ведь, согласитесь, трудно представить, что главный конструктор Toyota или, скажем, Nokia, будет претендовать на то, чтобы определять образ жизни своих адептов. А ведь и тот и другой вполне могут похвастаться армией в пару сотен миллионов удовлетворенных клиентов.

 

На мой взгляд, то, что Facebook начинает насаждать образ жизни, — плохой признак. Но является ли это началом конца Facebook или концом начала, я предсказать не готов. Продолжит миссионерствовать — скорее всего, массовый исход клиентов не за горами. Станет прислушиваться и адаптироваться — побудет еще пару лет большим и богатым. Пока не появится новый евангелист с еще более мелодичной дудочкой и не уведет за собой всех нас, восторженных (до поры до времени) леммингов.

Станет ли Facebook для Google тем, чем стал сам Google для Microsoft, — вопрос, ответ на который еще совсем недавно казался очевидным. Пару месяцев назад Facebook обогнал Google по посещаемости. А по баннеропоказам Facebook — вообще первый в мире. Победа, казалось бы… Но вот уже Google в свою очередь сливает информацию о супер-социалке, убийце Facebook.

И хотя последние попытки Google с эйфорией по поводу buzz и волнами вокруг wave были малоубедительны, я уверен, он еще поборется.

По поводу же отечественных евангелистов последнего времени мне сказать почти нечего. Если западные, прежде чем стать евангелистами, были практикующими мучениками, то наши назначают себя в евангелисты собственноручно, не дожидаясь даже аттестата хоть какой-то зрелости. Поэтому большинство последних проповедей о гибели ЖЖ, смерти копирайта и прочем апокалипсисе я воспринимаю не более серьезно, чем игру в Кillers Instinct, и объясняю одним лишь возбуханием эго и размягчением мозгов на фоне экстремальных изменений климата.

Автор ИТ-предприниматель и инвестор

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+