К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Антипиратский закон: как снизить воровство до приемлемого уровня

Фото Diomedia
Фото Diomedia
Чего на самом деле хотят создатели видеоконтента, начиная новый раунд борьбы с пиратами

Материал публикуется в рамках полемики между правообладателями и интернет-сообществом относительно вступившего в силу с 1 августа так называемого «Антипиратского закона».

Вступивший в силу «антипиратский» закон №187-ФЗ немедленно вызвал две предсказуемые противоположные волны комментариев. Владельцы прав на фильмы и сериалы приветствовали закон, а кинозрители и администрации крупных сайтов резко раскритиковали.

Суть документа вкратце такова. Правообладателям теперь не нужно начинать борьбу с пиратами с подачи иска в суд и долгими неделями ждать его удовлетворения. Достаточно предъявить в Мосгорсуд документы, подтверждающие права на видео и факт пиратства. Если документы в порядке, суд выдает исполнительный лист, с которым обиженные владельцы идут в Роскомнадзор, тот уведомляет провайдера, а тот уже — самих «пиратов». Если флибустьеры не удаляют злополучный контент, сайт блокируется. При этом у владельцев прав есть 15 дней, чтобы подать иск в суд и потребовать компенсации. Если иск не подается, доступ к сайту возобновляется.

 

Немедленно воспользоваться плодами нового закона решил известный дистрибьютор артхаусного кино, глава компании «Кино без границ» Сэм Клебанов, который развернул мощную антипиратскую агитацию в своем твиттере и первым обратился в Мосгорсуд с требованием наказать социальную сеть «ВКонтакте». Правда, суд ему отказал — Клебанов в спешке не оформил документы надлежащим образом. Но обещает исправить ошибки и продолжить борьбу.

Интернет-сообщество также отозвалось на событие множеством комментариев — на все вкусы и любой глубины. Достаточно полное представление о вопросе, на мой взгляд, можно составить, прочитав сериал из четырех постов в ЖЖ Антона Носика (раз, два, три,  четыре), который в свойственной ему эмоциональной манере заявил, что в законе нет вообще ничего хорошего, а заодно разоблачил мировую антипиратскую закулису в виде таких организаций, как RIAA, MPAA и BSA. Против выступил и один из крупнейших раздатчиков видеофайлов rutracker.org, который повесил на своей главной странице призыв к гражданам подписываться под гражданской инициативой об отмене закона. До заветной цифры в 100 000 подписавшихся (после чего можно официально предложить поправки в закон) осталось совсем немного.

 

Со стороны же все выглядит очередным раундом борьбы брони со снарядом, или, точнее сказать, супермаркета с мелкими воришками.

Магазин самообслуживания не может позволить себе обходиться без видеокамер и менеджеров-соглядатаев в торговом зале, иначе воровство примет ужасный масштаб. Но и смотреть за каждым шагом покупателей нет смысла — затраты на такую систему слежения окажутся больше, чем ущерб от воришек. Поэтому выбирается золотая середина: умеренная слежка и приемлемый уровень хищений. Ну и разумеется, супермаркет при любой возможности двумя руками проголосует за то, чтобы любителей тайком сунуть булочку в карман карали построже.

Нечто подобное происходит и в ситуации с пиратством. С принятием закона 187-ФЗ антипираты, условно говоря, отвоевали у противника 5 см границы, не нанеся при этом ему сокрушающего удара. По сути, об этом говорил недавно продюсер Сергей Сельянов: «Наша цель — чтобы все монетизировалось. Чтобы владельцы этих [пиратских] ресурсов переползали из тени на свет. И какое-то количество так и поступит... А во-вторых, мы вообще-то надеемся на внятный диалог с интернет-индустрией. Но уже, конечно, на другом уровне».

 

Полное же искоренение пиратства практически невозможно, но главное — киноиндустрии это и не нужно. Около четырех лет назад по сети разлетелась презентация немецкой фирмы DigiRights Solutions, в которой доказывалось, что взимание штрафов с музыкальных пиратов в 150 раз выгоднее, чем обычная продажа музыки. Оставим выкладки и цифры на совести авторов презентации, тем более что речь идет не о кино и не о нашем рынке, но важен принцип — это реальный способ монетизации кино, особенно такого, которое никто за деньги в здравом уме покупать не будет (производители отечественного артхауса, пожалуйста, без обид).

Наконец, изничтожение пиратов попросту приведет к падению доходов производителей контента — как у того жадного супермаркета, который начал гоняться за каждой булочкой и в итоге распугал покупателей. С сенсационным заявлением, что пираты правообладателям на самом деле выгодны, еще шесть лет назад выступил сам глава бизнес-департамента Microsoft Джефф Райкс — а ему ли не знать!   «Если пираты все равно собираются украсть, пусть лучше украдут у нас», — заявил соратник Билла Гейтса. Рано или поздно пират настолько привыкнет к продукции компании, что станет ее легальным потребителем, рассуждал Райкс. Если  же санкции чересчур ужесточить, пользователи просто найдут бесплатную альтернативу продукции. Полный запрет пиратства, по сути, равносилен отказу от значительной части рекламы. Дальновидным производителям это ни к чему.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости