К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

МАКСимальное импортозамещение: что покажут Путину в Жуковском

Фото Алексея Дружинина / РИА Новости
Фото Алексея Дружинина / РИА Новости
Визит президента — главная новость крупнейшего российского авиасалона в 2015 году

Сегодня в Жуковском открывается 12-й международный аэрокосмический салон МАКС. И если на авиашоу в 2013 году главной новостью было «Путина не будет» (впервые с 1999 года!), то на нынешнем  — «Путин будет». Его приезд расценивается не иначе как политическая поддержка космической отрасли и авиапрома, страдающих из-за санкций. Вокруг этого события и будет вращаться МАКС.

Летная программа сегодня ожидается насыщенной: президенту продемонстрируют высший пилотаж «Русские витязи» на Су-27, «Стрижи» на МиГ-29; пролетят истребитель пятого поколения Т-50, пассажирский Sukhoi Superjet 100, потом еще один истребитель — Су-35, а потом — вертолеты и т. д. Все родное, из раза в раз повторяющееся. Из новинок будет созданная в этом году пилотажная группа на учебно-боевых самолетах Як-130. Она названа «Крылья Тавриды», т. к. первый официальный полет совершила в Крыму (ясен и политический контекст: полуостров назывался Тавридой в конце XVIII века, когда вошел в состав Российской империи).

Общее число участников МАКС 2015 — 760 компаний (с начала 2000-х годов меньше было только в посткризисном 2009 году  711 участников). Из заявившихся 609 — российские компании, остальные 151 — иностранцы из 25 стран (на МАКС 2013 их было почти вдвое больше).

 

На прошлом салоне 12 стран организовали национальные павильоны. В этот раз будет только семь — от Франции, Бельгии, Чехии, США, Швейцарии, Ирана и Белоруссии. От павильонов отказались Германия, Канада, Украина, Польша, Великобритания и Дания. Впрочем, ряд компаний из этих стран принимают участие в МАКС 2015 самостоятельно — в частности, Bombardier, Lufthansa Technik, Rolls Royce, Pratt & Whitney и пр.

Украина — один из активных участников прошлых МАКСов — представлена на этот раз лишь ГП «Луганский авиационный ремонтный завод». Что же до главных игроков украинского авиапрома — «Мотор Сич» и «Антонов», то их нет. Зато экспозиция от Китая, по сравнению с МАКС 2013, стала в три раза больше; она расположилась в престижном павильоне — между Airbus и Boeing. В делегации от Китая — представители десяти компаний местного авиапрома. Китайцы впервые привезли полноразмерный макет самолета (их турбовинтовой MA700) и пригнали 17-местный самолет Y-12F. Зачем они демонстрируют в России именно эти модели, не ясно. Возможно, просто для галочки, а может, и клиентов ищут. Как бы не вышло, что не Китай будет у России самолеты покупать, а наоборот. Есть в списке участников авиасалона и Иран; даже ожидается визит вице-президента Сурна Саттари. Что объяснимо: сейчас близок к подписанию контракт на поставку в Иран зенитно-ракетных комплексов С-300 на сумму около $1 млрд.

 

«Монстры» мирового авиапрома Airbus и Boeing тоже представлены, но по-разному. У американцев — стенд с макетами; европейцы же организовали прилет новейшего самолета — A350. Пожалуй, именно этот лайнер вытягивает нынешний МАКС на качественный международный уровень и является его главной новинкой (самолет будет участвовать и в летной программе). Первый полет А350 состоялся в 2013 году, а год назад он прилетал в Москву в рамках мирового турне. А350 — конкурент Boeing 787 Dreamliner, но запущенный на несколько лет позднее. А350 как бы держался в тени расхваленного В787Однако Airbus воспользовался отставанием: проблемы с литий-ионными батареями у В787 в январе 2013 года позволили европейскому концерну подстраховаться.

А350 прилетел на МАКС не просто так: заказчик этого самолета  «Аэрофлот». И если контракт на 22 В787 «Аэрофлот» вот-вот может расторгнуть (о такой вероятности говорил гендиректор авиакомпании Виталий Савельев), то в отношении 22 А350 подобных заявлений не слышно. И Airbus, и Boeing представят прогноз развития авиарынка в России и СНГ. В анонсе Boeing значится также «подписание важного стратегического соглашения с одним из крупнейших российских партнеров» (главный партнер у Boeing — «ВСМПО-Ависма»).

Российские участники МАКС 2015 выступают под эгидой «Да здравствует отечественное!» В апреле Минпромторг представил план импортозамещения в авиастроении. Так, в России должны будут производиться 10 из 22 иностранных комплектующих для SSJ; шесть из 35 — для МС-21. Любопытно, что больше всего импортного в Ту-214 — 242 компонента. Этот самолет не имеет серийного производства — он делается для государственных нужд. В свое время SSJ называли «слишком иностранным», но и замену комплектующих считали дорогой и необоснованной. Сейчас, после санкций, у проекта могут возникнуть проблемы с поставками деталей из-за границы, о чем производитель «Гражданские самолеты Сухого» предупредил в отчете.

 

Проблема в том, что отечественная промышленность далеко не все способна заменить. Плюс — это длительный процесс и капиталоемкий. В «идеологию импортозамещения», правда, вписывается вариант СП с иностранным производителем. «Технодинамика» (входит в «Ростех») организует совместное с французской компанией Messier-Bugatti-Dowty производство шасси для SSJ, а с американской Curtiss-Wright разрабатывает систему пожарной защиты для МС-21.

Есть и первые образцы импортозамещения — двигатели  для МС-21 и вертолетов; их покажут на МАКС 2015Что же до контрактов на нынешнем салоне, то ощущение, что их наскребли по сусекам: государственные компании подпишут бумаги с государственными структурами с расчетом на помощь государства.

Наконец, зрелищная программа. В ней доминируют наши пилотажные группы («Русские витязи», «Стрижи», «Русь», «Соколы России», «Крылья Тавриды») — это будет красиво и захватывающе. Не оказалось в программе завсегдатаев прошлых МАКСов — пилотажных групп Patrouille de France (ВВС Франции) и Frecce Tricolori (ВВС Италии). Когда-то и самолеты ВВС США прилетели в Жуковский. Но это было давно и в другой жизни.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+