К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Кандидат Болотной: как много москвичей готовы голосовать за Навального

фото Макса Новикова для Forbes
фото Макса Новикова для Forbes
У участников акций оппозиции в Москве появился единый кандидат, свидетельствует соцопрос, проведенный на последнем оппозиционном марше. Но достаточно ли этой поддержки, чтобы составить серьезную конкуренцию Сергею Собянину?

12 июня волонтеры Лиги избирателей при поддержке «Левада-Центра» (подготовка анкеты и методики исследования, инструктаж интервьюеров, обработка данных) провели опрос на очередном московском марше оппозиции. Было опрошено около 400 участников шествия. Полученные данные позволяют судить о том, изменился ли состав участников подобных акций и кого готовы поддержать протестующие на выборах мэра Москвы.

Состав участников

Практически не изменились по сравнению с предыдущими акциями возраст и образование протестующих: основное число составляли люди среднего возраста. Тех, кому за 55 лет, насчитывалось около 28%, молодежи (до 25 лет) около 11%. Подавляющее большинство — высокообразованная публика. Мужчин по-прежнему больше, чем женщин (60% против 40%). Чуть больше обычного оказалась доля хорошо обеспеченных горожан, которые составили почти треть опрошенных.

На этом сходство с прошлыми протестами заканчивается, и начинаются различия. Значительные подвижки обнаруживаются в политических предпочтениях участников. В последнем шествии приняло участие необычно большое количество симпатизирующих демократическим (50%) и либеральным (46%) идеям. Социалистов готовы были поддержать 14%, коммунистов — 9%. Аналогичные цифры для январского митинга составляли 37%, 25%, 9% и 7%.

 

Изменилась и мотивация участия в оппозиционном мероприятии.

Главными причинами помимо общего недовольства положением дел в стране (70%) на этот раз стали: «возмущение репрессиями» против лидеров оппозиции и участников протестных акций (60%) , а также чувство морального долга (53%). Еще 37% пришли, чтобы выразить поддержку самой идее протестного движения. Это означает, что в отличие от первых акций, на которых доминировали эмоциональные мотивы, сегодня протестующими движет осознанный выбор. Отчасти такие изменения объясняются постепенным снижением числа выходящих на улицы: среди тех, кто продолжает выходить на акции, выше доля участников с четкой  мотивацией.

 

Кандидат от оппозиции

Наибольший интерес представляют ответы участников шествия о том, за кого они готовы голосовать на выборах мэра Москвы. Бесспорным фаворитом протестующих оказался Алексей Навальный — за него готовы отдать свой голос 62% опрошенных. Второе место разделили Михаил Прохоров и Сергей Митрохин, за которых согласились проголосовать по 8% респондентов (по 21% голосов получили бы эти политики, если бы Навальный не участвовал в выборах). Интересно, что кандидатуры коммуниста Ивана Мельникова (2%) и главы «Левого фронта» Сергея Удальцова (4%) не рассматривалась протестующими как альтернатива (даже в случае снятия главного кандидата).

Напомним, что, по результатам опроса «Левада-Центра», на митинге 24 декабря 2011 года, тройка фаворитов (правда, в кандидаты от оппозиции на выборах президента) выглядела схожим образом: Навальный (22%), кандидат «Яблока» (21%) и Прохоров (15%).

Обратим внимание на два момента: резкий рост популярности Навального и потеря интереса к Прохорову.

 

Проведенные в прошлом году интервью с оппозиционными активистами свидетельствовали, что нерешительность кандидатов воспринималась их потенциальными сторонниками крайне негативно. Многие ставили в упрек Алексею Навальному его нежелание идти на президентские выборы. Еще большее число разочаровалось в Михаиле Прохорове после того, как в марте 2012 года, получив поддержку значительного числа москвичей, он «залег на дно», «долго выжидал» и не объявлял о создании своей партии. Спустя год во время новой избирательной кампании участники протестного движения увидели, что один политик смог сделать выводы, а второй — нет.

Но вернемся к опросу. Его результаты кроме всего прочего обнаруживают, что среди участников шествия чрезвычайно популярна идея выдвижения единого кандидата от оппозиции (ее поддерживают 90% опрошенных). При этом определение кандидата через процедуру «праймериз» близка 80% участников марша. Учитывая, что митингующие составляют ядро (а, возможно, и большинство) тех, кто примет участие в таком голосовании, результаты «праймериз» (если таковые будут проведены) можно с высокой долей вероятности спрогнозировать уже сейчас.

Меньшинство и большинство

Безусловное лидерство Навального в глазах наиболее активной части протестно настроенных граждан может порадовать политика, однако это совершенно недостаточно для того, чтобы избраться мэром. Напомним, что недавний опрос «Левада-Центра» в Москве обещал Навальному поддержку лишь 3% москвичей.

А вот за Собянина готовы голосовать 45% жителей столицы.

Неучастие в выборах Прохорова может добавить какие-то очки остальным оппозиционным кандидатам, но, скорее всего, приведет к потере интереса к выборам значительной части недовольных москвичей (что на руку власти). Поэтому первой задачей оппозиции на выборах станет мобилизация  своих сторонников, которые пока что в большинстве вообще не собираются голосовать.

 

Ресурсов для этого мало, однако можно раcсчитывать на поддержку и помощь тех же протестующих: 74% из них готовы жертвовать деньги на политические проекты, 54% — быть наблюдателями на выборах, 50% — создавать альтернативные структуры общественного самоуправления, а 42% не исключают возможности стать волонтером в избирательном штабе оппозиционного кандидата.

Опрос на марше, проведенный на старте предвыборной кампании в Москве, красноречиво продемонстрировал, что протестующие даже в столице составляют лишь малую часть населения. Вместе с тем ситуация выборов актуализирует давно и вяло обсуждавшуюся проблему расширения оппозицией числа своих сторонников, переводит ее в практическую плоскость. Это уже не абстракция, а конкретная калькулируемая цель, требующая стратегического (и долгосрочного) планирования, привлечения ресурсов и планомерной работы. Судя по всему, все большую роль в этом будут играть опыт и команда Алексея Навального, его «политическая машина».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+