К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Праймериз с экскаватором: почему Сергей Собянин истребляет торговлю

Фото Максима Блинова / РИА Новости
Фото Максима Блинова / РИА Новости
Теперь противники мэра получили возможность сформулировать главную и понятную обывателям претензию к московским властям

Теперь у Сергея Собянина появилась своя политическая точка невозврата. Платные парковки, плитка, превращающая в пытку поход по центру города в гололед, «оптимизация» столичных больниц и школ, даже электоральная победа над Алексеем Навальным — все меркнет в сравнении с тотальным сносом «самостроя» в ночь с 8 на 9 февраля 2016 года.

Уничтоженные ларьки, кафе, торговые павильоны и их оставшиеся ни с чем владельцы превратились для Собянина в этакий коллективный аналог того, чем ЮКОС и Михаил Ходорковский стали для Владимира Путина. Пусть в одном случае аресты, сроки огромные и даже смерти были платой за упорядочивание взаимоотношений власти и бизнеса. А в другом — к счастью, на порядок менее драматичном — возникновение в городе в одночасье более полусотен руин обуславливается необходимостью благоустроить столицу.

После 2003-го и отечественные, и зарубежные оппоненты Путина припоминали ему МБХ. А антисобянинцы получили возможность сформулировать главную и понятную обывателям претензию к мэру. Любимая чебуречная, погибшая под ковшом экскаватора, лишь на первый взгляд кажется слишком анекдотичной рифмой к ЮКОСу.

 

О «снесенных» рабочих местах сегодня не говорит только ленивый.

И наверное, по влиянию на рынок труда эффект может оказаться сопоставимым с тем, который вызвала ликвидация «черкизона», кстати, тоже случившаяся в кризис, но еще при Юрии Лужкове. Но самую известную московскую барахолку уничтожили фактически по распоряжению Путина. Мэрия была исполнителем. И то не самым главным и отнюдь не добровольным, если учесть дружбу Лужкова с Тельманом Исмаиловым. Нельзя сказать, что предшественник Собянина сам ничего не сносил. Но при нем бульдозеры и экскаваторы мэрии беспокоили главным образом не предпринимателей, а частных домовладельцев. Как это было в Бутово или печально знаменитом «Речнике».

 

К счастью для обитателей многочисленных новомосковских садовых товариществ, Собянин пока озадачен исключительно борьбой с бизнес-«самостроем». Возможно, не обошлось без нашептываний со стороны хозяев крупной торговой недвижимости, которым в скудное кризисное время не помешает пополнение из бездомных и ищущих новые площади арендаторов. Продолжая «юкосовские» аналогии, в истории с московским «самостроем» тоже должны быть свои «Роснефть» и Игорь Сечин. Пусть и коллективные. Но, как и с ЮКОСом, не они несут политическую ответственность за принятое решение и, главное, — за его последствия.

И вот здесь возникает принципиальное отличие между путинским и собянинским «рубиконами».

Российскому президенту жесткое равноудаление самого богатого олигарха помогло укрепить власть, показать остальным бизнесменам, кто в доме хозяин. Для московского мэра ларечники никоим образом не являются конкурентами. Собянин вовсе не для них и даже не для ностальгирующих по чебуречным горожан демонстрирует свою решимость.

 

Это продукт для «внешнего», немосковского или, скорее, общефедерального потребления. Если угодно, «истребление ларьков» — своеобразный элемент теневых праймериз, которые идут с прицелом на 2018 год.

Нет стопроцентной гарантии, что Путин пойдет на очередной президентский срок. Еще меньше вероятность сохранения премьерского поста за Дмитрием Медведевым. Наконец, не исключена замена главы правительства и по итогам парламентских выборов.

При этом «скамейка запасных» совсем не ломится от игроков, способных принимать болезненные и непопулярные решения. Хотя по мере вхождения экономики во все более глубокое пике потребность в таковых стремительно актуализируется.

Понятно, что для Путина умение «подсластить пилюлю», должным образом подготовить целевую аудиторию является не менее важным качеством, чем решительность. Собственно, в этом одна из причин, почему Алексей Кудрин не может занять сколько-нибудь значимый пост. И нынешняя реакция «ларечников» — совсем не в плюс Собянину. Тем более что снос «самостроев» планировался давно. И времени на подготовку потенциальных жертв к неизбежному вроде как было достаточно.

Почему, в сущности, ординарная процедура стала как минимум скандалом недели — то ли из-за просчета пиарщиков мэрии, то ли из-за эффективной контригры собянинских недоброжелателей — сказать трудно. Хотя второе априори предполагает первое.

 

Зато теперь Собянину отступать некуда. Он пойдет вперед, обретя как ярых сторонников, благодарных за «восстановление первоначального архитектурного облика», так и непримиримых противников, не простивших мэру потерю бизнеса. Их не настолько много, чтобы помешать собянинской карьере. Но и не настолько мало, чтобы избавить его от фронды. То есть — противовеса, который не помешает любому политику. А кандидату в «преемники» — тем паче.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+