К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Снимок экрана: что смотрела страна

фото Владислав Лоншаков/Коммерсантъ
фото Владислав Лоншаков/Коммерсантъ
Итоги телесезона 2012/2013 на основных телеканалах

Телесезон в цифрах

Телевидение, как известно, измеряется сезонами. Наиболее активно люди смотрят телевизор с сентября по май, до наступления летних отпусков. И именно за этот период обычно подводят итоги телеканалы. Показатели по итогам сезона — это характеристика того, каким было телевидение и что предпочитало смотреть население страны.

Никакого драматичного оттока от телевизора по-прежнему нет. Это видно и по показателям самых популярных телепроектов и главное — по показателям телеканалов. Рейтинги и доли, конечно, снижаются, но в целом сама телевизионная площадка востребована в стране достаточно большим количеством людей. В частности, в 2012 году среди всех зрителей старше 4 лет «Первый канал» в сутки смотрело более 28 млн человек, канал «Россия 1» — около 27 млн человек, у НТВ этот показатель за прошлый год составил 24 млн человек. И это только в сутки! В мае 2013 года среди всех россиян старше 18 лет (а это основная аудиториях главных каналов, где они конкурируют между собой) среднесуточная доля «Первого канала», согласно данным TNS Russia, составила 25,5 млн человек, у «России 1» — 23,6 млн человек и 19,8 млн человек в мае ежедневно смотрели НТВ. Соответственно, показатели средней доли общероссийской аудитории в большой тройке телеканалов в мае распределились так: «Первый канал» — 14,6% , «Россия 1» — 12,9%, НТВ – 12,6%.

По итогам сезона самым популярным каналом в стране остается «Первый».

 

Но его отрыв от ближайших конкурентов — «России 1» и НТВ — минимален, почти незаметен. И падение по сравнению с прошлым сезоном в этот раз самое большое именно у «Первого канала». Еще два года назад, в телесезоне 2010/2011, его доля составляла 17,8%, в прошлом сезоне 15,8%, сейчас 14,2%. Впрочем, видно, что падение в этом году замедлилось.

Заметно ухудшились в этом телесезоне позиции НТВ. Мало того что канал стал ощутимо терять своих зрителей в выходные дни (тогда как раньше, наоборот, выигрывал субботу и воскресенье у главных конкурентов), но и впервые за последние годы снизились его итоговые рейтинги. Если год назад средняя доля НТВ с сентября по май составила 15,1% и ее падение к показателям сезона 2010/2011 было всего 0,6%, то в этот раз канал НТВ потерял 1,2% аудитории. Прошлый сезон НТВ закончил на втором месте, опередив «Россию 1», что для канала было большим рывком вперед, а сейчас он снова занимает третью позицию с долей 14%. Хотя отрыв от «России 1» всего 0,1%, тем не менее НТВ теперь замыкает тройку.

 

Что касается главного канала ВГТРК, «России 1», то он вернул утраченные в прошлом сезоне позиции и теперь на втором месте. В период с сентября по май канал «Россия 1» с минимальным отрывом — на одну десятую — отстал от «Первого» и обогнал ровно на столько же НТВ. Более того, у «России 1» в этом телесезоне — минимальная потеря зрителей в отличие от конкурентов по большой тройке каналов.  Его доля по стране сократилась за этот период всего лишь на 0,3%. Хотя в прошлом году, напротив, госканал потерял больше всех — 2,2%. В сезоне 2010/2011 у «России 1» было 16,6% аудитории, год назад — 14,4%, сейчас — 14,1%.

Если смотреть на возраст аудитории, то у «России 1» самый пожилой зритель. НТВ смотрит больше активных мужчин среднего возраста. У «Первого» гораздо больше, чем у его конкурентов, молодых зрителей до 30 лет.

Но в любом случае доля аудитории трех главных телеканалов составляет сегодня в стране более 42%.

 

Это по нынешним временам огромная цифра. Хотя год назад было 45%.

Что касается второй тройки крупнейших российских телеканалов, то здесь в целом достаточно стабильная ситуация, хотя борьба за зрителя между СТС и ТНТ остается жаркой. СТС в этом году перешел на целевую аудиторию в возрасте от 10 до 45 лет. Среди них в этом телесезоне доля канала составила 10,9%. По сравнению с прошлым телесезоном СТС потерял 0,8% аудитории.

У ТНТ среди основной для него аудитории — зрителей от 14 до 44 лет — снижение минимальное, хотя в начале этого года канал терял показатели, но в конце сезона вышел на долю 13%, оказавшись в минусе всего на 0,1%. РЕН ТВ среди своей целевой аудитории — зрителей в возрасте от 25 до 59 лет, напротив, даже немного увеличил свои показатели (на 0,3%). В этом сезоне доля канала составила 5,9%.

И уже второй год подряд просто на пятки наступает РЕН ТВ «Пятый канал», где почти вся программная сетка состоит из сериалов и кинопоказа.

Именно «Пятый» единственный на рынке второй телесезон подряд уверенно демонстрирует рост доли зрительской аудитории.

 

Если год назад доля «Пятого канала» среди зрителей в возрасте от 25 до 59 лет составила 4,7%, то в этом году она уже выросла до 6%. «Пятый» даже на одну десятую обогнал РЕН ТВ, вместе с которым находится в одном холдинге «Национальная Медиа Группа».

Стоит отметить, что из более чем двадцати эфирных российских общедоступных каналов в этом телесезоне только у двух — «Первого» и НТВ —  заметное падение аудитории (более 1% зрителей). Во всех остальных случаях снижение показателей в среднем не более 0,5% («Россия 1», СТС, ТНТ, «Домашний», «Ю»).

У некоторых каналов в этом телесезоне вообще не сократилось число зрителей («Перец», «Культура», «ТВ Центр», «2х2», EuroNews, который  с 1 июня, правда, превратился в «Подмосковье»), у большинства же оно даже росло, но также в пределах 0,5% аудитории («ТВ-3» чуть больше остальных, РЕН ТВ, «Звезда», «Disney», «Россия 2», «Россия 24», MTV, где с 1 июня так е вещает новый канал – «Пятница»). Особняком — самый заметный рост «Пятого канала» (1,3%).

Вся эта цифровая палитра говорит о том, что телевидение по-прежнему остается для многомилионной российской аудитории очень значимым, а по сути, главным средством досуга, развлечения и, судя по всему, информации.

 

Что смотрели 

Это был, пожалуй, один из самых вялых телесезонов с точки зрения зрительского интереса. Вспышек, в том числе и рейтинговых, почти не было. И хотя рейтинги не дают ответа на вопрос, довольны ли зрители качеством и содержанием эфира, но они показывают, насколько телепроекты были востребованы аудиторией и есть ли у них будущее.

В десятке самых популярных программ и телетрансляций по итогам сезона, как и в прежние годы, доминирует «Первый канал». В Москве в топ-10 у «Первого» сразу шесть мест, у НТВ — три и одно место у «России 1». По стране в целом у «Первого» в топ-10 семь проектов с максимальными показателями, два у «России 1» и один у НТВ.

[forbes_teleratings:76073]

[forbes_teleratings:76075]

 

Как всегда, на первом месте новогоднее поздравление президента.

И так из сезона в сезон. И фамилия первого лица не играет роли. В этот раз страну вновь поздравлял Владимир Путин. И снова рейтинги этого пятиминутного обращения максимальные в сезоне. Как в Москве, так и в других городах страны. Примечательно, что в общероссийском Топ-10 поздравление Путина занимает сразу две первые строчки, то есть на двух госканалах президента смотрело и слушало за новогодним столом более 67% аудитории (на «Первом» 37,7% на «России 1» 29,7%).

Но поздравление президента, конечно, не является телевизионным форматом в буквальном смысле слова. В прошлом году главным хитом телесезона стал сериал НТВ «Глухарь. Возвращение» с Максимом Авериным. Особенно его жаловали московские зрители, здесь доля аудитории зашкаливала за 38%. В этом году безусловный лидер сезона с точки зрения рейтингов — шоу «Один в один». В эфире оно шло почти три месяца и уже после двух эфиров его рейтинги резко пошли вверх. Лицензионный формат, в котором участвовали российские певцы, исполняющие музыкальные пародии на своих коллег по цеху, как отечественных, так и зарубежных, стал самым популярным телепроектом сезона в стране. При полном единодушии москвичей и жителей других городов. В среднем на «Первом канале» его смотрело более трети всех включивших телевизор.

Стабильно высокие рейтинги проекта «Один в один», конечно, сыграли большую роль в том, что «Первый канал» во второй половине сезона начал возвращать утраченные позиции и вышел-таки в лидеры. Трудно сказать, делал ли канал ставку на этот проект, но сейчас наверняка будут планировать второй сезон.

 

Продолжение точно ждет и самое яркое шоу телесезона — «Голос», который без преувеличения смотрели почти все.

Даже те, кого уже давно не принято считать телевизионной аудиторией. «Голос» — это, конечно, настоящий телевизионный успех «Первого канала», его создателей и участников. Конкурс на лучшее исполнение среди большей части непрофессиональных, но талантливых музыкантов, стал чем-то большим для публики, чем просто телевизионный проект. По рейтингам «Голос», конечно, уступил «Один в один», но по резонансу и качеству эта программа и есть лидер телесезона. В конце года «Голос» в среднем смотрело более четверти всех зрителей. А победительница шоу- Дина Гарипова  потом представляла Россию на «Евровидении».

Парад Победы 9 мая из года в год — одна из самых рейтинговых трансляций. В Москве прямой эфир с Красной площади на «Первом канале» смотрело 47,3% зрителей. Ни один телесезон не обходится, конечно, без высоких рейтингов новогодних огоньков. «Новогодний парад звезд» на канале «Россия 1» смотрело более 25% аудитории. Трудно сказать, помнят ли зрители 1 января, чем им понравились те или иные новогодние проекты в эфире. Тем не менее, интерес к ним стабилен. Так же как и к ток-шоу «Пусть говорят».  Уже несколько телесезонов подряд Андрей Малахов остается в лидерах. Это единственная программа в российском эфире, которая каждую неделю в числе самых популярных у зрителей. По итогам сезона «Пусть говорят» на пятом месте. В среднем это ток-шоу на «Первом» смотрит более четверти всех, кто включает телевизор.

Самым рейтинговым сериалом сезона стал сериал НТВ с характерным для этого канала названием «Легавый» (доля аудитории более 28%). Фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», который госканалы уже несколько лет по очереди показывают 31 декабря, неизменно бьет рекорды, особенно среди молодых зрителей. В этом году на «Первом» его доля аудитории составила более 30%. Фильм «Аватар» Джеймса Кэмерона второй год, также на «Первом», вновь собрал у телеэкрана довольно большую аудиторию — почти 25%.

 

Если же говорить о главных предпочтениях зрителей шести основных телеканалов (см. таблицу), то жанровая картина эфира достаточно статична. На «Первом канале» к Андрею Малахову примыкают развлекательные шоу и кино. На «России 1» в лидерах сериалы («Марьина Роща» и нескончаемые «Тайны следствия») и типовые отечественные мелодрамы выходного дня.  На НТВ сплошные сериалы с говорящими названиями («Морские дьяволы. Смерч, «Карпов», «Братство десанта», «Паутина-6», «Брат за брата-2»…). Исключение, кстати, в лидерах на НТВ только одно. Ксения Собчак с откровениями о своей личной жизни в «Русских сенсациях» в феврале этого года собрала более 20% аудитории страны.

На СТС безусловный успех, особенно у молодых зрителей, выпал на долю сериала «Кухня». Стиль, юмор — все здесь. У ТНТ в лидерах непременная «Битва экстрасенсов» и сериал «Интерны», не теряющий своей зрительской популярности у молодежи. Ну а РЕН ТВ больше всего берет зрителей бесконечными показами циклов о военной разведке, секретных историях всех мастей, мистике, фантастике, тайнах мира с Анной Чапман и без нее.

Ну и весьма символично и характерно для нынешнего момента, что среди самых популярных телепроектов сезона всего одна информационная программа. Именно ее, судя по рейтингам, до сих пор смотрит большинство населения страны. Это программа «Время».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+