К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Вне зоны доступа: зачем закрывают информацию о попавших под санкции лицах и компаниях

Вход в здание Министерства финансов России (Фото Сергея Фадеичева / ТАСС)
Вход в здание Министерства финансов России (Фото Сергея Фадеичева / ТАСС)
Правительство намерено закрыть информацию о лицах и компаниях, попавших под санкции западных стран. С таким предложением выступил Минфин, предложивший создать закрытый список компаний из группы риска. В этом случае Федеральная налоговая служба сможет ограничить доступ к информации из Единого госреестра юрлиц и госреестра бухгалтерской отчетности. В сложившейся геополитической ситуации вынужденная мера укладывается в логику противостояния санкционному давлению и реализации инструментов мобилизационной экономики, считает эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ, директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов

Проект постановления предусматривает формирование специального перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Доступ к информации из ЕГРЮЛ (Единого госреестра юрлиц), ЕГРИП, а также к сведениям бухгалтерско-финансовой отчетности будет ограничен. То есть фактически недоступен для стороннего пользователя. Предусматривается, что и сам перечень также не будет подлежать публичной огласке.

Решение о включении в перечень будет принимать Минфин по заявлению заинтересованного лица. То есть попадание в секретный список — дело сугубо добровольное, что немаловажно в текущих условиях повышенной общественной настороженности к любому ограничению информации.

При этом функция администратора данного перечня возлагается на Федеральную налоговую службу (ФНС). В проекте документа записано, что основанием для включения в закрытый список может стать сама возможность попадания лица под ограничения, если оно находится под контролем или значительным влиянием лиц, уже находящихся под санкциями. Кроме того, засекреченными могут теперь стать компании, в отношении которых может применяться экстерриториальность, проще говоря, рестрикции иностранного законодательства. В равной мере это касается дочерних или аффилированных с ними компаний.

 

В связи с этим актуальным становится вопрос: а зачем вообще стремиться в этот перечень и что он дает налогоплательщику и государству? Ответ лежит в той плоскости, что информационная безопасность на сегодня стоит вровень с экономической безопасностью. А предлагаемая мера предполагается как одна из мер по нивелированию негативных последствий западных санкций, в том числе вторичных.

Не стоит недооценивать возможности использования открытых информационных ресурсов ФНС. И предоставление инструмента информационной защиты путем закрытия доступа к сведениям отдельных налогоплательщиков представляется актуальным «антисанкционным» решением. 

Впрочем, надо признать, что могут возникнуть вопросы по части существующего с 2019 года постановления правительства, в котором уже прописана форма защиты юрлиц от иностранных санкций. В том документе как раз содержится пункт о закрытии сведений в ЕГРЮЛ компаний, попавших под зарубежные ограничения. На этот счет в новом проекте сообщается, что теперь будет сформирован перечень лиц, которые сами могут закрывать о себе информацию. Ведь в действующем регулировании такой перечень не предусмотрен. Ожидается, что эта мера защиты будет касаться более широкого круга лиц и содержать дополнительные возможности закрытия информации о себе и своей деятельности.

Так какую информацию по желанию налогоплательщика планируется убрать от всеобщего обзора?

Минфин в проекте постановления разъясняет, что будут закрыты регистрационные данные: состав участников (бенефициаров) компании, информация об осуществляемой деятельности, лицензиях и другое. Под запрет попадут также финансовые показатели, позволяющие формировать полноценный анализ хозяйственно-финансовой деятельности, проводить оценку финансовой устойчивости и другую отчетность. А чтобы в закрытый список не попали те, кто захочет вдруг спрятаться за секретным статусом, в проекте документа установлена строгая процедура, исключающая возможности безосновательного ограничения раскрытия информации о своей компании.

 

Правительство, закрывая доступ к секретной информации, сокращает возможности расширения санкционного давления. Кроме того, ограничение доступа к информации будет способствовать и развитию института параллельного импорта, что в текущих условиях значимо уже для всех россиян.

Предлагаемое властями решение не является панацей от ухода из-под санкционного давления. Это лишь один из инструментов контригры на санкционном поле. Следует признать, что предложение повлечет за собой ряд неудобств для налогоплательщиков, изъявивших желание войти в секретный перечень. Правительственные структуры должны их купировать уже на этапе утверждения постановления. Как это ни парадоксально, но определенную ложку дегтя в реализацию положений документа принесет активное развитие в последние годы прозрачности бизнеса и цифровизация экономики. Ведь к работе цифровых ресурсов ФНС по ведению реестров налогоплательщиков в значительной мере привязана работа финансовых структур, нотариата, Росреестра и других ведомств.

А чтобы не случилось сбоев в системной работе самих налогоплательщиков, равно как и их контрагентов, крайне важно внести сегодня в проект постановления соответствующие корректировки в ведомственные и корпоративные нормативные акты. Может быть, даже есть смысл в будущем ввести законодательное урегулирование вынужденно принимаемых закрытых перечней. Никто ведь не скажет теперь, как будут развиваться события на мировой арене и сколько нам еще жить под санкциями.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+