Вне зоны доступа: зачем закрывают информацию о попавших под санкции лицах и компаниях
Проект постановления предусматривает формирование специального перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Доступ к информации из ЕГРЮЛ (Единого госреестра юрлиц), ЕГРИП, а также к сведениям бухгалтерско-финансовой отчетности будет ограничен. То есть фактически недоступен для стороннего пользователя. Предусматривается, что и сам перечень также не будет подлежать публичной огласке.
Решение о включении в перечень будет принимать Минфин по заявлению заинтересованного лица. То есть попадание в секретный список — дело сугубо добровольное, что немаловажно в текущих условиях повышенной общественной настороженности к любому ограничению информации.
При этом функция администратора данного перечня возлагается на Федеральную налоговую службу (ФНС). В проекте документа записано, что основанием для включения в закрытый список может стать сама возможность попадания лица под ограничения, если оно находится под контролем или значительным влиянием лиц, уже находящихся под санкциями. Кроме того, засекреченными могут теперь стать компании, в отношении которых может применяться экстерриториальность, проще говоря, рестрикции иностранного законодательства. В равной мере это касается дочерних или аффилированных с ними компаний.
В связи с этим актуальным становится вопрос: а зачем вообще стремиться в этот перечень и что он дает налогоплательщику и государству? Ответ лежит в той плоскости, что информационная безопасность на сегодня стоит вровень с экономической безопасностью. А предлагаемая мера предполагается как одна из мер по нивелированию негативных последствий западных санкций, в том числе вторичных.
Не стоит недооценивать возможности использования открытых информационных ресурсов ФНС. И предоставление инструмента информационной защиты путем закрытия доступа к сведениям отдельных налогоплательщиков представляется актуальным «антисанкционным» решением.
Впрочем, надо признать, что могут возникнуть вопросы по части существующего с 2019 года постановления правительства, в котором уже прописана форма защиты юрлиц от иностранных санкций. В том документе как раз содержится пункт о закрытии сведений в ЕГРЮЛ компаний, попавших под зарубежные ограничения. На этот счет в новом проекте сообщается, что теперь будет сформирован перечень лиц, которые сами могут закрывать о себе информацию. Ведь в действующем регулировании такой перечень не предусмотрен. Ожидается, что эта мера защиты будет касаться более широкого круга лиц и содержать дополнительные возможности закрытия информации о себе и своей деятельности.
Так какую информацию по желанию налогоплательщика планируется убрать от всеобщего обзора?
Минфин в проекте постановления разъясняет, что будут закрыты регистрационные данные: состав участников (бенефициаров) компании, информация об осуществляемой деятельности, лицензиях и другое. Под запрет попадут также финансовые показатели, позволяющие формировать полноценный анализ хозяйственно-финансовой деятельности, проводить оценку финансовой устойчивости и другую отчетность. А чтобы в закрытый список не попали те, кто захочет вдруг спрятаться за секретным статусом, в проекте документа установлена строгая процедура, исключающая возможности безосновательного ограничения раскрытия информации о своей компании.
Правительство, закрывая доступ к секретной информации, сокращает возможности расширения санкционного давления. Кроме того, ограничение доступа к информации будет способствовать и развитию института параллельного импорта, что в текущих условиях значимо уже для всех россиян.
Предлагаемое властями решение не является панацей от ухода из-под санкционного давления. Это лишь один из инструментов контригры на санкционном поле. Следует признать, что предложение повлечет за собой ряд неудобств для налогоплательщиков, изъявивших желание войти в секретный перечень. Правительственные структуры должны их купировать уже на этапе утверждения постановления. Как это ни парадоксально, но определенную ложку дегтя в реализацию положений документа принесет активное развитие в последние годы прозрачности бизнеса и цифровизация экономики. Ведь к работе цифровых ресурсов ФНС по ведению реестров налогоплательщиков в значительной мере привязана работа финансовых структур, нотариата, Росреестра и других ведомств.
А чтобы не случилось сбоев в системной работе самих налогоплательщиков, равно как и их контрагентов, крайне важно внести сегодня в проект постановления соответствующие корректировки в ведомственные и корпоративные нормативные акты. Может быть, даже есть смысл в будущем ввести законодательное урегулирование вынужденно принимаемых закрытых перечней. Никто ведь не скажет теперь, как будут развиваться события на мировой арене и сколько нам еще жить под санкциями.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора