К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Свободное плавание: как кризис превращает топ-менеджеров в предпринимателей

Фото Getty Images
С российского рынка уходят иностранные компании, и многие топ-менеджеры теряют свои, ранее казавшиеся устойчивыми, позиции. Другие, хотя и сохраняют место, чувствуют, что в кризис их направление стало менее важным. Выходом из такой ситуации все чаще становится открытие бывшими менеджерами своего бизнеса, считает партнер Magnum Hunt Executive Search Луиза Губайдулина

С конца февраля 2022 года мы, на встречах с топ-менеджерами крупных российских корпораций, все чаще слышим об их желании уйти с наемной работы и начать свой бизнес. По нашим наблюдениям, около 30% руководителей высшего звена, с которыми мы пообщались в течение последних двух месяцев,  готовы уйти и половина из них рассматривает свой бизнес. 

В мире уже известна тенденция такого перехода во время кризисов. Очередную волну открытий новых бизнесов подтолкнула пандемия. Например, в США количество зарегистрированных в 2020 году компаний на 24% превысило показатели 2019 года и на 51% — среднегодовой показатель 2010-2019 годов. Опыт удаленной работы, развитие цифровых сервисов, возможность экономии на аренде офисов убрали барьеры для запуска своего дела. Газета The Financial Times даже ввела термин covid entrepreneurs или «ковидные бизнесмены».  

История подтверждает этот тренд. Во время экономических кризисов разных лет были созданы такие мировые лидеры как General Motors, Burger King, CNN, Uber, AirBnB.

 

Конечно, бизнесы открываются и во время подъема, растущий рынок добавляет уверенности, да и привлечь финансирование в такое время проще. Но во время экономического роста топ-менеджеры реже уходят из корпораций. Они заняты развитием компании, реализуют свои лидерские и финансовые амбиции в качестве доверенного лица собственников и часто не хотят ничего менять. 

Кризис же заставляет делать серьезные шаги. С российского рынка сейчас уходят иностранные компании, и многие топ-менеджеры теряют свои, ранее казавшиеся устойчивыми, позиции. Такая же проблема встает перед теми руководителями, чьи направления в российских компаниях переформатируются и становятся менее важными. Кто-то устает от огромной ответственности перед людьми, а кто-то просто хочет большей определенности. 

При этом в России мы видим наложение двух разных причин для перехода топ-менеджеров из найма в свой бизнес. Первую можно назвать поколенческой: многие руководители в современных компаниях, особенно в технологическом секторе — это люди в возрасте около 35 лет, когда уже пора делать новый выбор и он часто — вне рамок корпоративных структур. И вторая — сам кризис и желание диверсифицировать свою деятельность и источники доходов.

Молодые предпочитают свободу

Думаю, что этот тренд проявился бы в любом случае, кризис только подтолкнул его. Он касается тех, кто к 30-35 годам достиг высот в руководстве компании, но между продолжением корпоративной карьеры и созданием своего бизнеса выбирает второе. Такие люди больше не хотят работать в сложной иерархической структуре, не хотят начальников, ценят свободу в принятии решений и графике жизни, и уже имеют хороший опыт для запуска своих проектов, сбора команды, поиска финансирования. Их амбиции связаны в первую очередь с качеством жизни, и только во вторую — с карьерным ростом. Они могут — хотя бы временно — осознанно пойти на уменьшение заработка, чтобы запустить и начать управлять своим бизнесом. 

Чаще всего топ-менеджеры-предприниматели этого типа рассматривают свой бизнес как постоянный и планируют его развивать.

 

Диверсификация рисков

Есть и другой тип руководителей, чаще это топ-менеджеры старше 45 лет, которым вполне комфортно быть управленцами в крупных корпорациях, с большими командами и бюджетами. Такие люди открывают свой бизнес, чтобы диверсифицировать риски, иметь дополнительный доход на случай потери работы, например, из-за закрытия или релокации компании. 

Чаще всего такой бизнес становится временным или дополнительным источником дохода. Владельцы не участвуют в оперативном управлении и нередко входят в бизнес в качестве миноритарных акционеров или вкладываются в какой-нибудь IT-стартап. Когда экономическая ситуация улучшится, они планируют вернуться в крупный бизнес руководителями, все же предпочтя свободе масштаб. Такие топ-менеджеры как правило не пишут о наличии своего бизнеса в резюме и в профилях в соцсетях. Им важнее идентифицировать себя с крупным брендом и лидерской ролью компании в экономике страны. 

Как находят идеи для бизнеса

  • Возможный путь - менеджер уходит из корпорации, чтобы стать подрядчиком для своего бывшего работодателя. Такое встречается в логистике, строительстве, производстве специфического оборудования. Например, один из наших бывших кандидатов, работавший в крупном  горнодобывающем холдинге, вышел из компании и начал развивать собственный технологический стартап, разрабатывающий отраслевые продукты.
  • Бывшие руководители нередко начинают заниматься услугами и консалтингом в сфере своей деятельности. HR-директор может создать бизнес по найму и оценке персонала, стать консультантом по построению корпоративной культуры и внутренних коммуникаций. Директор по маркетингу и PR открыть свою фирму и предлагать услуги на рынок. Так, команда юридического департамента иностранного банка, ушедшего с российского рынка в 2021 году, во главе с директором подразделения создала свою консалтинговую компанию по работе с проблемными активами.
  • Бизнесом часто становится хобби: яхтинг, экстремальный туризм, спорт и даже кулинария — топ-менеджеры нередко открывают кафе и рестораны. Одна из наших кандидатов, уйдя с должности заместителя генерального директора промышленного холдинга, создала свой бренд одежды. Некоторые предприниматели, которые владели маркой одежды как хобби, сейчас планируют сделать этот бизнес основным и развернуть более серьезное производство для масс-маркета с пошивом в Китае.
  • Сейчас многие предприниматели развивают бизнес, связанный с импортозамещением. Полностью заменить iHerb, IKEA или H&M вряд ли получится. Но бывшие топ-менеджеры как раз мотивированы идеей стать нишевым лидером, и открывают производство здорового питания, БАДов, косметики, одежды, мебели. 

Что нужно для успешного бизнеса

Понятно, что найти финансирование сейчас сложно. Западные банки, бизнес-ангелы и венчурные фонды перестали вкладываться в новые компании и стартапы, зарегистрированные в России. А российские банки, как рассказывают нам предприниматели, стали жестче требовать доказательств финансовой устойчивости бизнеса. До восстановления привычной модели взаимодействия с банками топ-менеджеры, уходя из корпорации в свой бизнес, будут стараться финансировать его из собственных накоплений, а также искать соинвесторов из своего круга. 

Но не стоит забывать, что наиболее успешным может оказаться как раз менее капиталоемкий бизнес. Например, для консалтинга нужен только ноутбук. 

Другой важный фактор — управленческий и экспертный опыт топ-менеджера. Чем руководитель опытнее, тем меньше итераций ему понадобится для создания успешного дела.

 

Нужны аналитические способности для понимания освободившихся ниш. И тут выигрывают финансовые консультанты, маркетологи, аналитики инвестбанков, которые в своей корпоративной жизни привыкли оценивать потенциал отраслей и компаний.

Очень ценятся уже наработанные связи в индустрии, в которой открывается бизнес. И отдельно стоит отметить важность связей в стране, с которой планируется выстроить отношения. Особенно успешными предпринимателями сейчас смогут стать люди с наработанными контактами в Китае, Израиле, Турции, ОАЭ и других странах, с которыми Россия продолжает торговлю. 

Что может помешать

Сбить предпринимателя с пути могут привычки, связанные с работой в крупном бизнесе. Большая корпорация, благодаря силе бренда и бюджету, нанимает самых талантливых. Однако начинающий предприниматель нередко сталкивается с ситуацией, когда он знает, кто ему нужен, но такой специалист не хочет переходить в нестабильный, по его мнению, стартап или стоит очень дорого.

Более скромные маркетинговые бюджеты, зарплатный фонд и другие финансовые ограничения означают, что сам хозяин бизнеса вынужден «руками» делать то, что давно уже привык перепоручать своей команде, к чему потерял квалификацию и желание. В корпорациях руководителей на специальных тренингах отучают быть микро-менеджерами и поощряют делегирование. А в своем бизнесе этот навык вновь оказывается полезным, хотя вернуть его бывает непросто. 

В корпорациях топ-менеджеры, хотя и участвуют в разработке стратегий и планировании, часто привыкают к предсказуемости и наличию качественной аналитики в своей сфере. Но перейдя в свой бизнес, часто сталкиваются с тем, что в новом сегменте гораздо сложнее построить прогноз, например, популярности нового ресторана или туристического маршрута, а существующими инструментами анализа рынка еще надо овладеть.

 

Что дальше?

В результате текущего кризиса можно ожидать появления качественных российских компаний, которые останутся с нами и дальше. Как недавно писал американский Forbes,  компании, открытые во время кризиса, часто становятся более крепкими и долговечными, чем созданные во время роста, так как изначально рассчитывают на более долгую перспективу, а не на легкий заработок.   

Аналитики компании по изучению мотивации владельцев бизнеса SmallBizGunius пишут, что начав работать на себя, топ-менеджеры чаще всего не возвращаются обратно в корпорацию. Ведь 97% предпринимателей утверждают, что в своем бизнесе они счастливее, чем в компаниях. А 54% владельцев бизнеса говорят, что получают больше денег, чем когда работали по найму.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+