К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Если не США: шесть новых рынков для финтех-предпринимателя

Фото Chris Ratcliffe / Bloomberg via Getty Images
Фото Chris Ratcliffe / Bloomberg via Getty Images
«Банкинг необходим, банки — нет», — сказал Билл Гейтс в далеком 1994-м. Теперь мировой финтех растет почти на 20% в год и, по прогнозам Vantage Market Research, к 2028-му рынок превысит $330 млрд. Раньше российские финтех-предприниматели стремились в США, однако теперь это во многих случаях невозможно. Павел Гужиков, основатель и СЕО финтех-компании Деньги Вперед, рассказал, какие рынки стоит рассмотреть финтех-предпринимателю в перспективе трех-пяти лет

Исторически США входили в топ-3 рынков для экспансии российских проектов благодаря большому и платежеспособному населению, государственной поддержке стартапов и инвестиционному микроклимату. Американские инвесторы с уважением относились к российским фаундерам, признавая их сильные стороны — особенно в том, что касается финтех-технологий. Однако из-за санкций американские фонды больше не могут инвестировать в российские стартапы, и начать работать в США для российской компании сейчас весьма затруднительно. Поэтому наступило время поиска новых рынков.

Метрики привлекательности

Для начала разберемся, по каким критериям можно оценить перспективы финтех-рынка.

Уход от кеша

 

Высокий процент cashless платежей — прямой показатель перспективности финтех-стартапов в стране. Если аудитория массово отказывается от наличных денег, она потенциально готова к инновационным финтех-решениям.

Взрывной рост безналичных платежей был зафиксирован в 2020 году во время пандемии. Причинами стали нежелание покупателей появляться в людных местах и страх перед бумажными купюрами — переносчиками вируса. Но и до пандемии процент безналичных платежей постепенно рос — примерно на 2% в год. 

 

Одна из главных причин — лояльность молодежи к новым технологиям. Молодежь вовлечена в digital-мир, а в этом мире многие товары невозможно оплатить наличными. Вряд ли получится купить онлайн-курс или подписку на музыкальный стриминг за кеш, даже при большом желании. 

Вслед за молодежью и остальные сегменты аудитории переходят на безнал. Многие компании мотивируют клиентов оплачивать товары онлайн, например, предлагая скидки за безналичную оплату. Бизнесу выгоден такой формат оплаты — деньги быстрее поступают в оборот. По прогнозу экономистов МВФ, в странах, где наличные наименее популярны, их доля может приблизиться к нулю в ближайшие 5–17 лет.

Рост процента безналичных платежей означает, что аудитория приучается к онлайн-оплате и потенциально готова использовать другие финтех-инструменты.

 

Развитие малого и среднего бизнеса

Развитый малый и средний бизнес — показатель развития экономики в целом, он снижает безработицу в стране: проще найти работу среди тысяч небольших компаний, чем пытаться попасть в одну крупную. В результате повышается покупательная способность населения, что потенциально способствует запросу на финтех-инструменты.

В пандемию малый и средний бизнес был вынужден активно внедрять онлайн-продажи и безналичную оплату. Компаниям, которые не смогли подстроиться под новые реалии, пришлось закрыться. Развитый малый и средний бизнес в постковидную эпоху — это широкий рынок для b2b финтех-решений.

Потребности аудитории

Если на развивающихся рынках рост финтеха часто обеспечивается эффектом низкой базы, то на развитых рост исходит от аудитории. Высокий уровень жизни формирует новые потребности, аудитория нуждается в повышенном комфорте, поэтому легко воспринимает инновации, которые этот комфорт обеспечивают.

 

Самый дорогой европейский финтех-сервис Klarna сыграл именно на этом. Люди в скандинавских странах устали от наличных денег. Половина филиалов крупнейших банков Швеции даже не имеет наличных в кассе и не принимает наличные во вклады. 

Новый сервис оказался успешен не только потому, что позволяет покупать товары в рассрочку, но и потому, что отвечает запросу аудитории на удобную и быструю безналичную оплату. 

Новые рынки

Китай

Китай — главный мировой финтех-инвестор с 2018 года, когда китайские инвестиции в финансовые технологии достигли $25,5 млрд, что составило более половины общемирового объема. 80% взрослых в Китае совершают покупки онлайн, 94% оплачивают онлайн-покупки безналичным платежом.

 

Основные платежные инструменты в Китае — супераппы Alipay и WeChat. Суперапп отличается от обычного платежного приложения широтой функционала: там можно не только перевести деньги, но и заказать продукты или такси. По сути суперапп вмещает в себя все, что в российском банкинге принято называть «экосистемой». 

Вряд ли у российских стартапов получится соперничать с привычными для китайского рынка супераппами. Зато, как показывает план финтех-развития Китая на 2022-2025 годы, опубликованный Народным банком КНР, есть множество других свободных ниш.

Например, все, что связано с интеграцией финтеха и зеленого финансирования. Китайский лидер Си Цзиньпин пообещал, что к 2060 году страна станет полностью углеродно-нейтральной, а для этого, например, нужны зеленые дата-центры.

Кроме того, в плане развития финтеха говорится о трудностях, с которыми сталкивается старшее поколение Китая при пользовании финансовыми продуктами. В стране, очевидно, есть запрос на удобные и понятные для пожилых финансовые технологии.

 

Индия

Индия — одна из самых быстрорастущих экономик мира. Только за последние два года местные финтех-стартапы привлекли более $15 млрд от международных инвесторов. Объем рынка индийской финтех-индустрии в 2021 году составлял $31 млрд, а прогноз на 2025 год — примерно  $150 млрд, в стране более 6500 финтех-компаний, в том числе уже более десятка «единорогов».

Электронные кошельки в Индии значительно популярнее мобильных банков. У среднестатистического жителя Индии есть как минимум два кошелька, с помощью которых решаются все важные задачи — от оплаты ЖКХ до покупок товаров. Таких кошельков на рынке очень много, а у технологических лидеров есть собственные платежные сервисы, например, у местных телеком-провайдеров (Airtel и Jio), а также у мировых интернет-гигантов (Amazon и Facebook).

В отличие от Китая, супераппы только начинают выходить на индийский рынок, но уже набирают обороты. Такие приложения гораздо удобнее электронных кошельков, поэтому, с немалой вероятностью, именно они в будущем станут лидировать на финтех-рынке страны.

 

Узбекистан

Узбекистан — это активно развивающийся финтех-рынок. Дистанционными банковскими услугами пользуются 22 млн человек — это 65% населения страны.

В финансовых технологиях страны лидируют электронные кошельки. Прорывом стал кошелек Oson, разработанный банком «Туркистон» в 2020 году. Клиенты могут пополнять его с помощью карт (Uzcard, VISA, MasterCard) и сервиса WebMoney. Приложение пользуется популярностью у узбекистанцев, которые уезжают в другие страны на заработки: с его помощью они могут отправлять деньги или оплачивать коммунальные услуги своим родственникам, проживающим в Узбекистане. 

Ведущий платежный инструмент внутри страны — электронные кошельки Click и  Payme, который принадлежит грузинскому банку TBC. К 2022 году количество активных пользователей достигло 1,3 млн человек. Приложение Payme за шесть лет существования сервиса скачало 6 млн пользователей. Сервисом Click по состоянию на июнь 2022 года пользуются 8 млн человек и более 25 000 торговых точек Узбекистана. 

 

А вот цифровой банкинг в Узбекистане все еще находится в зачаточном состоянии — есть только три цифровых банка, которые могут выдавать кредиты и открывать депозитные счета онлайн. Сегодня в стране уже собирается несколько крупных команд, которые планируют внедрять различные финтех-технологии, в основном в области развития банкинга. Российские стартапы тоже смогут занять свободные ниши, предложив свои решения местным банкам и МСБ. 

Скандинавские страны

В 2021 году в Скандинавии было совершено рекордное количество сделок в финтехе. Многомиллионные вложения привлекают крупнейшие скандинавские стартапы: Klarna, Lunar, Pleo, Juni, Anyfin, Enfuce, Billogram, Hedvig и др. Абсолютный лидер по количеству крупных сделок — Швеция, там их было семь.

Совместный отчет PA Consulting, Copenhagen FinTech и Nordic FinTech Alliance выделил тренды на 2022 год в скандинавском финтехе. Одним из важнейших трендов признано устойчивое развитие. Финтех-решения, которые помогают в сохранении окружающей среды, становятся все более востребованы.

 

Еще один ключевой тренд — открытый банкинг: Швеция, Дания и Норвегия уже являются лидерами по экосистемам открытого банкинга в Европе. Финтех-стартапы получают доступ к данным крупных банков, более 2500 сторонних разработчиков уже пользуются платформой Nordea Open Banking. Открытый банкинг дает возможность крупным банкам получать инновации от финтех-компаний, а компании могут рассчитывать на выгодное партнерство.

Колумбия

В Колумбии относительно невысокая доступность финансовых услуг — всего 55,6% в сельской местности и 66,7% в городах. Такая ситуация помогает росту необанков и финтеха в целом.

Необанки не только открывают доступ к финансовым услугам многим из тех, кому недоступны физические отделения, но и предлагают низкую стоимость транзакций. 

 

В мае 2019 года парламент Колумбии одобрил «ускоренный путь» получения лицензий для финтех-компаний. В результате Колумбия, согласно Global Microscope, разработанному подразделением Economist Intelligence Unit (EIU), стала лучшей страной в Латинской Америке по доступности финансовых услуг во время пандемии.

Однако доля потребителей, не охваченных ни традиционными, ни цифровыми банками, до сих пор очень высока. Рынок ждет новых финтех-решений, в первую очередь в сфере кредитования. Главный колумбийский стартап ​​Sempli — это кредитная платформа для малого и среднего бизнеса, которая предоставляет кредиты на сумму от $5000 до $80 000. В марте 2022-го компания привлекла очередной раунд инвестиций, общая сумма привлеченных денег с 2017 года — $42 млн.

ОАЭ

По версии The Next Web, Дубай официально признан наиболее привлекательным местом для финтех-стартапов, а ОАЭ в целом вышли на первое место в рейтинге локаций для запуска бизнеса, согласно ​​Global Entrepreneur Index. Стартапы здесь поддерживает и государство, и сама бизнес-среда. 

 

В стране уже запущено более 10 000 стартапов, 2400 специализируются на финтехе. ОАЭ планируют вырастить до 20 финансовых «единорогов» к 2031 году, а всего в стартапах и МСБ работает до 86% трудоспособного населения страны. 

Арабский рынок открыт для российских компаний и кажется перспективным. Налоговые условия для стартапов в ОАЭ выгодные: отсутствуют налоги на заработную плату и прирост капитала. Аудитория, состоящая по большей части из обеспеченных и высококвалифицированных экспатов и представителей локального населения, готова воспринимать новые технологии, что дополнительно подстегивает рост финтех-решений.

Местные фонды приглашают иностранные стартапы в различные акселераторы, и многие российские финтех-предприниматели пользуются такими возможностями. Например, разработчик российской ИИ-платформы компания CraftTalk выходит на рынок ОАЭ с помощью программы Zayed Middle East Accelerator. Перспективы ОАЭ для финтех-бизнеса очевидны: по оценкам PwC, к 2030 году на продукты на базе ИИ будет приходиться 13,6% ВВП страны.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+