К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Терпим, повторяем, продолжаем: как устроиться на работу в зарубежную компанию

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Сегодня многие мечтают попасть на работу в компанию за границей. К этому соискателей подталкивают рост НДФЛ при сотрудничестве с российскими организациями из-за рубежа и запрет многих работодателей на релокацию. Сильный специалист из России точно пройдет первый раунд собеседования в зарубежную компанию, но попасть на него будет по-настоящему сложно, считает менеджер по продукту в американской платформе для найма фрилансеров Toptal Даниэль Фельдман. Что увеличит шансы на успех?

Сейчас западные компании ежедневно получают тысячи резюме со всего мира, и большинство откликов соискателей оканчивается ничем. Естественно, подаваться на вакансии в общем потоке не самая эффективная стратегия. Мне самому для получения всего двух офферов (предложений о работе. — Forbes) к июню 2022 года потребовалось три месяца, за которые я оставил более 300 откликов на вакансии и прошел 30 раундов интервью. В итоге я выбрал позицию продуктового менеджера в Toptal, позволяющую работать удаленно. Помимо поиска вакансий в LinkedIn и составления правильного резюме, мне помогли рефералы — люди, готовые порекомендовать кандидата лично. Расскажу, как это работает. 

Гайды

Чтобы нырнуть в специфику трудоустройства за рубежом, сформировать правильные ожидания и вдохновиться возможным итогом, обложитесь разными гайдами. Сегодня их больше, чем когда-либо. Помимо того, который вы читаете прямо сейчас, я советую:

  • гайд для релокантов от карьерного сервиса Verbetcetera,
  • подборку полезных ссылок  от сообщества Slack ODS,
  • гайд от проекта www_career бывших сотрудников «Яндекса»,
  • гайд data-сайентиста и карьерного коуча из Сан-Франциско Алекса Ильина,
  • Telegram-каналы Verbetcetera: tech, career, mentorship (около 3000 подписчиков), No Flame No Game (более 32 000), Product Gym Ru (около 1000), «Поиск работы в США» (более 2000).

Главная ценность этих ресурсов — авторские советы по улучшению CV (резюме), списки сайтов для поиска вакансий и изучения потенциальных работодателей, уровни зарплат и налогов в разных странах, нюансы получения рабочих виз. Это отличный способ понять, стоит ли игра свеч.

 

К чему нужно быть готовым: поиск зарубежной работы — это еще одна фултайм-работа. Тут нужны системность и запас терпения. И денег на три-шесть месяцев, если вы уже уволились. Вам придется причесать резюме, LinkedIn, найти множество рефералов в нужных вам компаниях, написать сценарии интервью с базой вопросов-ответов (самые типичные вопросы, которые задают HR-специалисты, есть и в гайдах, и в видео на YouTube по запросам вроде  «HR interview questions»), отрепетировать свои истории о главных карьерных достижениях. Это я еще не говорю про подготовку к техническим раундам интервью. Будет непросто, но результат, как мне кажется, того стоит.

Человеку, один раз прошедшему отбор в западную компанию, вскоре станет доступен весь международный рынок труда. С момента выхода на работу фоном улучшается профессиональный английский, усваивается культурный код, прокачиваются новые soft skills («мягкие навыки» — универсальных компетенции, которые влияют на коммуникацию в работе. — Forbes). При этом выходцы из СНГ чаще всего действительно сильны и хорошо подготовлены в плане hard skills («жесткие навыки» — профессиональные, технические компетенции, которые можно наглядно продемонстрировать, оценить и проверит. — Forbes) и легко справляются со сложными по западным меркам задачами. Многие из релоцировавшихся в западные компании подтверждают, что найти следующую работу кратно легче.

 

Преодолеть «цифровую застенчивость»

Резюме нужно готовить на английском языке. Причем, желательно сразу писать на английском, а не с помощью переводчика. Это медленнее и сложнее, но правильные и выверенные формулировки лучше запоминаются.

Советы из гайдов выше дадут вам идею для первой итерации правок в резюме. Правильный шаблон для резюме можно найти в сервисе Resume.io, а проверить его на наличие нужных ключевых слов можно на портале Jobscan. Многие компании на первом этапе делают машинную проверку резюме, поэтому верстка и вхождение «ключевиков» могут быть критичны. К примеру, в случае менеджера по продукту в резюме должны быть перечислены ключевые soft skills — problem-solving (решение проблем), leadership (лидерство). Среди hard skills стоит упомянуть навыки agile development (гибкий подход к разработке программного обеспечения), знание Google Analytics. Используйте активные глаголы действия: managed (удалось), developed (разработал), conducted (проводил), maximized (максимизировал).

Когда резюме покажется вам законченным (так будет много раз), очень советую попасть на анонимный онлайн-разбор резюме от рекрутинговой компании NewHR или хотя бы посмотреть предыдущие разборы на ее YouTube-канале. Это больно, но бесплатно. Ключевой совет — просить помощи у людей, уже прошедших через жернова западного скрининга резюме. Если таких знакомых у вас нет, вы можете найти ментора через Telegram-бота «No Flame No Game: Поиск менторов». Люди, желающие стать менторами и помогать незнакомцам, добавляют туда свои анкеты. А желающие найти ментора ищут среди анкет подходящую и пишут им. Поверьте, люди помогают охотнее, чем вы думаете. Особенно в нынешние времена.

 

Вам придется преодолеть «цифровую застенчивость» и научиться писать малознакомым людям с просьбами, ведь без этого шансы на успех кратно снижаются. Не буду лукавить: отправить первые «холодные» сообщения даже в телеграм-бот с менторами, готовыми помочь, мне было сложно. Но после двух-трех первых сообщений неуверенность сменится азартом. Беседа с каждым экспертом должна вызывать целую итерацию правок. После двух-трех таких исправлений ваше резюме готово к рассылке.

Отточенные формулировки из резюме вам нужно вынести в LinkedIn. Туда же вы сможете вставить важную информацию, которая на одностраничный CV не влезла. По LinkedIn-оптимизации есть множество гайдов. Главные неочевидные советы: добавляйте в друзья сотрудников потенциально интересных компаний и любых эйчаров. Признак оптимизированного профиля: вам пришло хотя бы одно входящее предложение о работе от зарубежной компании. Усилению профиля могут помочь письменные рекомендации от экс-коллег, взаимное одобрение навыков, добавление упоминаний всех пройденных вами курсов и регалий. Не стесняйтесь: на западном рынке труда скромность, присущая специалистам из СНГ, только вредит.

Лотерея LinkedIn

Классический парадокс: единственный способ получить опыт интервью — попасть на интервью. Первая партия ваших откликов на вакансии нужна именно для этого. Вы идете в поиск Linkedin — ваше рабочее место на ближайшие месяцы — и подписываетесь на максимально широкую выборку, например, «product manager, US, UK, Europe, Remote/Onsite». Начинайте откликаться на все подряд. Для максимизации шансов рассматривайте позиции на один-два уровня ниже текущей. Исход на Запад в любом случае влечет за собой даунгрейд на одну позицию. Мой российский уровень главы продукта опытные рекрутеры посоветовали сходу снизить до senior-менеджера по продукту. Если вы в России были на уровне руководителя, вас ждет та же судьба — работодатель переживает именно за ваши управленческие навыки, так как вы попадаете в новую для себя культуру и среду. Хорошая новость: часто первый промоушен «обратно» происходит уже через полгода-год.

Заработная плата, на которую вы можете рассчитывать с учетом даунгрейда, сильно зависит от страны. В США она, скорее всего, будет вдвое выше, чем вы получали России, в Великобритании — в полтора раза выше, в остальной Европе сравнима с Москвой.

Ваша цель: получить больше нуля откликов. Вам поможет только закон больших чисел. Отклик на LinkedIn — это лотерея. Лишь два-четыре отклика из 100 могут дать ненулевую реакцию, и это нормально. Вам нужно оставлять 50–100 откликов в день, и через неделю-другую случатся первые онлайн-интервью, которые вы, вполне вероятно, завалите. Не стесняйтесь просить фидбек и пробуйте записать себя на видео. Будет неловко, но полезно. Кстати, эта активность тоже раскачивает профиль. Не забывайте добавлять в друзья эйчаров, выставляющих вакансии.

 

Как искать рефералов

Как вы поняли, подаваться через LinkedIn легко, но малоэффективно. Вам нужен реферал — свой человек в компании, который напрямую положит ваше CV на стол HR-специалиста. А это почти гарантирует первый раунд интервью. Как найти такого человека?

Во-первых, сейчас начали появляться открытые таблички с рефералами, например:

Устроены такие таблицы очень просто: человек-должность-компания. Каждый участник таблички с некоторой вероятностью сможет сделать вам референс в компанию, где он сам работает. Но вполне может отказать или просто не ответить. Пересматривая свои первые сообщения людям из табличек рефералов, я сам понимаю, почему не получил ответа. Я писал стандартные сообщения, очень похожие на массовую шаблонную рассылку. Они никак не выделяли меня из общей массы, не демонстрировали, что я сильный кандидат, которому есть смысл помочь, были недостаточно адаптированы под каждого потенциального реферала и его компанию.

Если письменные коммуникации — ваша сильная сторона, пишите сами по наитию: коротко, вежливо, неформально. Если не умеете, учитесь, погуглив готовые шаблоны, и набивайте руку. Очевидно, что с доступных по публичным ссылкам табличек рефералов эффективность не так велика. Не дайте этому вас демотивировать.

 

Второй способ — искать рефералов точечно. Добавляетесь в LinkedIn и обозначаете свой искренний интерес к компании и/или позиции. Также бывает полезно искать рефералов в закрытых сообществах типа Epic Growth или Mesto. Закрытость и предотбор повышают к вам доверие. Чит-код: есть чудо-соцсеть Teamblind, где легко реферят абсолютных незнакомцев. Именно через нее я получил референсы в несколько американских компаний из списка Fortune-500. Мотивация рефералов, помимо желания помочь, очень проста — за успешную рекомендацию им положен реферальный бонус в несколько тысяч долларов от компании. Почему бы и не помочь?

Беглые разговоры и заинтересованность

Помимо массовой подачи через LinkedIn, составьте табличку действительно интересующих вас компаний: вдохновляться проще всего большими списками. Смотрите на выпускников акселератора YCombinator на портале Workatstartup, стартапы с русскими корнями, вакансии в Indie Hackers, список компаний Fortune-500, портфели каких-нибудь крутых инвестфондов. Можно смотреть на списки лучших работодателей, а также мониторить компании на сайтах с зарплатами и отзывами сотрудников Glassdoor и Levels.fyi. Второй мне показался даже более информативным.

Важно вести эту таблицу как пайплайн продаж: нашелся ли реферал, когда откликнулся, когда пора напомнить о себе. В такой большой табличке любой маленький прогресс будет вас сильно радовать и мотивировать. А сохранять мотивацию действительно важно — процесс поиска работы долгий и местами тяжелый. Еще нужно принять, что никакого суперспособа, кроме поиска рефералов и массовой рассылки через LinkedIn, не существует. Терпим, повторяем, продолжаем.

Если вас позвали на интервью, самое сложное позади. Общение с эйчаром — вещь предсказуемая и изученная. Открытых гайдов множество, на YouTube полно видео. Вопросы действительно будут повторяться от интервью к интервью. Прописывайте ответы заранее, так вам легче будет запомнить их — на английском импровизировать сложнее. От вас не ждут отсутствия акцента, от вас ждут беглости в ответах. Неумение бегло вести разговор — первая из двух самых главных ошибок российских соискателей на собеседованиях в зарубежные компании. Эйчар может сделать вывод, что вам тяжело будет вписаться в глобальный коллектив без беглой английской речи. Чтобы произвести правильное впечатлений, достаточно подготовить ответы заранее. Жестикулируйте, улыбайтесь, смотрите в камеру. 

 

Вторая частая ошибка состоит в том, что кандидат не продемонстрировал достаточный интерес к компании и плохо изучил ее до интервью. Когда HR-специалист в конце спрашивает, есть ли у вас вопросы, они должны быть. Это лучший момент, чтобы доказать, что компания и роль вам, правда, важны и интересны.

Есть платный ресурс Exponent с курсами про прохождение интервью на популярные вакансии. Есть и куча бесплатного контента, например, на YouTube-канале. Это полезно абсолютно всем, кто стремится в западный high-tech. Есть и другая платформа — Stellarpeers. В отличие от платной версии Exponent, в которой множество контента и функций, этот ресурс заточен ровно на одну — поиск партнеров для интервью. Отлично подойдет для того, чтобы набить руку перед действительно важными раундами собеседований. Кроме этих сервисов, отмечу гайд менеджера по продукту в Apple Анны Наумовой. В нем есть подробнейший список полезных ресурсов с фокусом на продакт-менеджеров. 

Резюмируя: чтобы найти работу за рубежом, вам придется научиться просить помощи у малознакомых или незнакомых людей, работать ежедневно, монотонно и с непредсказуемыми сроками до первых результатов, научиться не расстраиваться после первых заваленных интервью. Помните, чем суровее времена, тем больше уже устроившихся на Западе соотечественников будут готовы вам помочь.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+