К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Блокчейн и апельсины: почему токены регулярно попадают под прицел властей США

Фото Gabby Jones / Bloomberg via Getty Images
Фото Gabby Jones / Bloomberg via Getty Images
Претензии Комиссии по биржам и ценным бумагам США, регулятора рынка ценных бумаг, все чаще возникают в отношении различных проектов на основе блокчейна. В чем причина преследования со стороны SEC и для каких проектов риски регуляторных проблем меньше, рассказывает юрист, партнер D&A partners Юрий Брисов

В середине февраля стало известно, что регулятор американского фондового рынка — Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) — готовится подать иск против компании Paxos Trust, эмитента одного из самых популярных в мире стейблкоинов, Binance USD (BUSD). Комиссия считает, что привязанная к доллару криптовалюта с капитализацией около $16 млрд — это фактически ценная бумага, которая не зарегистрирована должным образом и, следовательно, нарушает законодательство о защите прав инвесторов. Пока Paxos ведет с SEC переговоры, но с 21 февраля новые токены BUSD уже не выпускает. 

Подобные претензии SEC к крупным криптовалютным проектам имеют богатую историю. Из относительно недавних сюжетов можно вспомнить начатое осенью прошлого года расследование рыночного регулятора в отношении Yuga Labs, компании — создателя одной из самых популярных коллекций NFT, Bored Ape Yacht Club. Возможно, самым громким из подобных кейсов стали обвинения в адрес проекта TON, запущенного создателями мессенджера Telegram, братьями Николаем и Павлом Дуровыми. Из-за того что, с точки зрения SEC, криптовалюта проекта TON — Gram — была не зарегистрированной должным образом ценной бумагой, все активы, связанные с TON, были заморожены по решению суда. В результате мирового соглашения Telegram вынужден был отказаться от дальнейшего развития проекта, заплатить штраф $18,5 млн и вернуть инвесторам $1,224 млрд. Иными словами, попасть в поле зрения SEC могут и обычные криптовалюты, и стейблкоины, и NFT.

Почему SEC гоняется за токенами по всему миру? SEC привлекает создателей блокчейн-проектов за нарушение законов о ценных бумагах. Определение ценной бумаги восходит к законам, принятым еще в 1930-х годах. Согласно положениям законодательства, ценная бумага — это инвестиционный или финансовый инструмент, представляющий собой право собственности на актив или право на участие в распределении дохода. По законодательству США, ценные бумаги определяются широко и включают в себя акции, облигации, опционы, производные финансовые инструменты и любые другие финансовые инструменты, которые могут предлагаться на рынке.

 

Ценные бумаги должны быть зарегистрированы и соответствовать требованиям по раскрытию информации и отчетности, включая предоставление инвесторам информации о рисках ценной бумаги, финансовом состоянии и конфликтах интересов. Ценные бумаги также должны быть предложены и проданы через зарегистрированных брокер-дилеров или зарегистрированные предложения, широко известные как IPO. Нарушения законодательства о ценных бумагах могут привести к штрафам и уголовной ответственности.

Иными словами, если вы предлагаете какой-то продукт широкой аудитории, среди которой могут быть граждане США, вы должны регистрировать ваше предложение по аналогии с IPO. А это значит, во-первых, подготовка огромного количества документов, наем юристов, бухгалтеров, аудиторов, инвестиционных банкиров, что весьма дорого. Цены на запуск успешных IPO доходят до десятков миллионов долларов. Во-вторых, подготовка к IPO накладывает существенные ограничения на деятельность.

 

Следовательно, IPO подходит не всем. Более правильно будет сказать, что только единичным токенам, которые действительно похожи на акции (security tokens), может быть интересна регистрация на бирже. Для большинства проектов такое требование будет смертельным. Поэтому для большинства блокчейнов важно развиваться так, чтобы не стать ценной бумагой.

Но как понять, что может и не может быть ценной бумагой (security) с точки зрения законов США? Здесь юристы могут использовать различные тесты, самый распространенный из которых — так называемый тест Хауи, отсылающий к разбирательству середины 1940-х годов. Суть его в следующем. Если в предложении какого-либо продукта есть вложение денег (первый критерий) в общее предприятие (второй) с ожиданием прибыли (третий), полученной исключительно благодаря усилиям продавца или третьих лиц (четвертый критерий), то такая сделка будет считаться предложением ценной бумаги. Конечно, сделки с узким кругом лиц и на небольшие суммы не требуется регистрировать, но предложение широкой аудитории, в которую могут входить граждане США, подлежит обязательной регистрации и будет обязательно преследоваться SEC.

Разобрать эти четыре ступени (критерия) теста Хауи можно на простом примере. В деле «SEC против Хауи» 1946 года компания Уильяма Хауи продавала участки с апельсиновыми рощами во Флориде, предлагая услуги по уходу за рощей, сбору урожая и продаже апельсинов. Все договоры можно было подписать одновременно и, вообще не видя своего участка земли, де-факто получать пассивный доход от работы Хауи. Совокупность этих договоров Верховный суд США определил как одну большую инвестиционную сделку по предложению ценных бумаг, потому что, вкладывая деньги в предприятие Хауи, граждане не собирались возделывать апельсиновые плантации, а ожидали исключительно прибыли в результате деятельности самого Хауи, продавца. Все четыре критерия присутствуют — перед нами ценная бумага.

 

Теперь рассмотрим пример вымышленного токена, который с большой вероятностью будет признан security. Допустим, техностартап в партнерстве с олимпийским чемпионом запускает сеть спортивных клубов, в которых программы тренировок продумывает искусственный интеллект, а тренерами будут роботы. Клуб открывает филиалы в ведущих мировых столицах, о проекте говорят все популярные СМИ. Членство в клубе продается в виде NFT. Токен дает владельцу право посещать клуб в любой точке мира после открытия клуба, которое состоится через шесть месяцев. Токены были выпущены лимитированной серией в 1000 NFT и распроданы полностью в первый же час. Во многом это произошло за счет того, что олимпийский чемпион активно рекламировал членство в клубе. Однако ажиотаж на рынке остался. И тогда начали появляться сайты и чаты, в которых люди начали перепродавать свои токены в 10 раз дороже, а также принимать заявки на будущие абонементы, так как у первых собственников NFT будет эксклюзивное закрытое оповещение о следующих пресейлах токенов. Техностартап активно поддерживал ажиотаж и подтвердил обещание выпустить еще NFT, а также ввел возможность записи на будущие NFT через электронную почту. SEC, скорее всего, заинтересуется таким проектом и подаст в суд заявление о блокировке счетов компании, стоящей за спортивным клубом. Следовательно, владельцы токенов могут потерять деньги в результате заморозки и никогда не получить фактический доступ в спортивный клуб. 

Почему в данном случае NFT — это security token? Те, кто организует чаты и сайты и перепродает токены, будут восприняты регуляторами как брокеры-дилеры, а лица, которые получили пассивный доход от перепродажи своих собственных токенов в результате действий брокеров, подтвердят для SEC Хауи-тест. Покупатели абонементов в клуб вложили деньги (купили абонементы) в общее предприятие (сеть спортивных клубов) и ожидают прибыли (продажа абонементов на вторичном рынке) в результате действий третьих лиц — промоутеров и организаторов (это техностартап с его подписками на будущие NFT и олимпийский чемпион, создавший ажиотаж на рынке). Все четыре критерия Хауи перед нами. Да, пример вымышленный, но он создан на основе нескольких кейсов, по которым SEC начинала расследования и выигрывала дела в суде.

Какие критерии помогут минимизировать риски со стороны SEC для рядового участника крипторынка? Во-первых, обращайте внимание на проекты, которые существуют хотя бы не меньше года. Во-вторых, опасайтесь проектов, особенно криптовалютных, за которыми стоит известная всем команда, постоянно предлагающая новые опции и активно занимающаяся пиаром. Как сказал юрист SEC в деле «SEC против TON», на Bitcoin подать в суд невозможно, он как золото — никому не принадлежит. Поэтому полностью децентрализованные проекты, которые никто не контролируют, находятся в зоне безопасности. Помните про четвертую ступень Хауи? Если нет продавцов и промоутеров, то выполнить Хауи-тест просто невозможно.

В-третьих, избегайте сложных проектов. Как в нашем примере: вы вроде как покупаете NFT, уникальный токен, но на самом деле он предоставляет доступ к сервису, а это критерии utility token, при этом сервис только обещают в будущем, а сейчас можно только перепродать, что является security token. Сложно? Возможно, и не надо в это инвестировать. NFT — это уникальный цифровой объект, и, когда вы приобретаете NFT-картину у известного художника, эта картина представляет для вас эстетическую ценность, очень велик шанс того, что ваш токен никто не признает ценной бумагой.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+