К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Ложный блеск: что не так с инвестициями в бриллианты

Фото Getty Images
Фото Getty Images
С 2023 года в России отменен НДС при продаже через банки бриллиантов физическим лицам. В результате вырос спрос на так называемые инвестиционные камни. Многие считают, что этот актив позволяет минимизировать инфляционные и валютные риски. В теории это так, но на практике, указывает директор Viree Diamond Club Dubai Ксения Костина, подобные вложения сопряжены с немалым риском — инвестор может уже на этапе покупки уйти в глубокий минус

Инвестиционные камни, в отличие от других активов, обладают крайне низкой волатильностью. Даже в период кризисов цена на них снижается незначительно, в спокойные же времена стоимость камней стабильно растет.

Привлекательности этого инвестиционного актива сейчас способствуют санкции, ограничивающие доступ российских инвесторов к международным финансовым инструментам и зарубежным активам. Состоятельные люди стали искать альтернативные варианты инвестиций внутри страны. Поэтому данные «Алросы» о шестикратном росте спроса на инвестиционные камни в I квартале 2023 года, можно считать релевантными. Мы и наши коллеги также наблюдаем увеличившийся спрос на бриллианты.

Подогревают ажиотаж и заявления «Алросы» о росте доходности инвестиционных камней и «бриллиантовых корзин» — сетов из бриллиантов массой от 0,3 карата суммарной стоимостью от $25 000 со стандартизированной ценой за карат и возможностью обратной реализации в адрес «Алросы». Правда, надо помнить, что показатель доходности рассчитывается в рублях и его рост во многом связан не столько с интересом к камням, сколько с падением курса российской валюты — ведь на международном рынке цены на бриллианты устанавливаются в долларах.

 

Тем не менее, неискушенному инвестору бриллианты представляются идеальным активом для низкорисковых инвестиций и хеджирования рисков. Однако бриллианты так и не стали полноценным биржевым инструментом. Да, некоторые управляющие покупают их при формировании портфеля состоятельных клиентов, но это не стало массовым явлением. Причина здесь в том, что бриллианты, в отличие от других товарных активов, таких как нефть, зерно или кофе — максимально нестандартный и крайне сложный для инвестиций объект. На свете не существует камней двух одинаковых характеристик. И в этой сфере такое количество скрытых ловушек, что неподготовленный инвестор почти наверняка ошибется при первой самостоятельной покупке. Чтобы предостеречь желающих вложить средства в драгоценный камни, мы составили список типичных просчетов новичков.

Ошибка №1: ненадежный сертификат

Для простого обывателя все бриллианты одного размера выглядят похоже. Только профессионал с большим опытом на глаз может отличить бриллиант за $3000 от редкого камня такого же размера, но ценой $30 000. Поэтому при покупке любого бриллианта продавец выдает сертификат, в котором указаны характеристики камня. 

 

Главная ошибка, которую совершают почти все новички — это покупка камня с сертификатом, выданным не GIA (Геммологический институт Америки). Именно сертификатам GIA доверяют самые крупные ювелирные бренды (Tiffany, Chopard, Cartier) и известные аукционные дома Sotheby's и Christie's, Любые сделки с бриллиантами на мировом профессиональном рынке происходят только с сертификатом GIA. Если у камня сертификат другой лаборатории — его отправляют в GIA на пересертификацию. И нередко оказывается, что характеристики чистоты и цвета бриллианта завышены на одну или несколько позиций, что, конечно, существенно влияет на цену. Например, недавно к нам обратился клиент, который ранее в инвестиционных целях приобрел восьмикаратный круглый бриллиант с цветом F и чистотой VS1 (это характеристики довольно хорошего камня) за $450 000. У бриллианта был сертификат сравнительно популярной лаборатории, но даже на глаз было видно, что он не соответствует тем параметрам, которые указаны в документе. Мы отправили камень на сертификацию в GIA, которая дала совсем иные оценки (цвет H, чистота VS2). Стоимость такого бриллианта составляет $270 000. Иначе говоря, уже на этапе покупки инвестор понес убытки, которые он никогда не компенсирует. Судиться с лабораторией бессмысленно. Геммологи всегда скажут что-то вроде «а мы так видим», и ни один адвокат не оспорит этот аргумент.

Отдельно отметим, что украшения с бриллиантами в крупных ювелирных домах можно покупать только чтобы порадовать себя и близких. Для инвестиционных целей эти изделия не подходят. Недавно к нам пришел состоятельный инвестор, который приобрел кольцо с десятикаратным бриллиантом цвета fancy yellow от знаменитого ювелирного дома. Он был почему-то уверен, что через пару лет стоимость кольца вырастет. Каково же было его удивление когда он узнал, что цена такого камня на профессиональном рынке в три раза ниже. 

Ошибка №2: «уникальный камень»

Подавляющее большинство решивших купить бриллиант инвесторов не разбираются в том, как формируется цена на камни. Максимум, что они знают — это прайс-лист Rapaport Diamond Research, в котором указаны индикативные цены исходя из каратности, цвета и чистоты камня. 

 

Но кроме всем известных характеристик (вес, цвет, чистота) у бриллианта есть еще ряд других особенностей, которые сильно влияют на стоимость. Это, например, наличие флуоресценции (свойство бриллианта светиться в ультрафиолете), качество огранки, характер включений, симметрия камня, пропорции. Недобросовестные продавцы не говорят об этих нюансах покупателям, а зачастую и вовсе выдают недостатки за преимущества.

Пару месяцев назад к нам обратилась клиентка, желавшая продать бриллиант якобы уникальной, как ей сказали, огранки «маркиз». Камень был куплен у известного московского ювелира. Женщина была уверена, что владеет очень редким бриллиантом весом пять карат. Продавец сказал, что такой бриллиант визуально выглядит как шестикаратный именно из-за огранки. Поэтому она заплатила за камень больше, чем по прайс-листу Rapaport. Однако она не знала, что у камня любой огранки есть так называемые идеальные пропорции, которые обеспечивают игру света. В случае с «маркизом», стандартный диапазон соотношения длины к ширине — от 1,75 до 2,25. Если камень кажется более удлиненным, его соотношение длины к ширине выше, что действительно делает камень визуально больше. Правда, такой камень уже не блестит, и больше похож на стекло. Вдобавок, оказалось, что у камня сильная флуоресценция, что опять же иногда влияет на визуальное восприятие камня и всегда негативно сказывается на цене. С учетом этих факторов, рыночная стоимость такого камня составляет на рынке $78 000. Покупательница заплатила за него $129 000.

Ошибка №3: «редкие цвета»

Отдельная история связана с цветными бриллиантами. Природные бриллианты красного, синего, розового, зеленого цвета — огромная редкость, они встречаются куда реже прозрачных. Цена на красный или синий бриллиант на аукционе доходит иногда до $1 млн за карат. Розовые бриллианты также могут стоить сотни тысяч долларов за карат в зависимости от их качества и уникальности.

Но сейчас мы все чаще сталкиваемся с ситуацией, когда доверчивых покупателей обманывают, предлагая искусственно облагороженные камни. Например, чтобы изменить цвет прозрачного бриллианта на красный, камень подвергают радиоактивной и термической обработке. Это изменяет расположение атомов в кристаллической решетке, что влияет на поглощение света камнем и придает ему новый цвет. Цена такой процедуры — около $200.

На такие камни GIA может выдать сертификат, но в нем в примечании будет указано, что камень подвергся обработке. На профессиональном рынке такие камни не котируются. Их оценивают не по приобретенным характеристикам, а по тем, которые были у бриллианта до обработки. Но частному клиенту их пытаются продать исходя из нового цвета и чистоты, иногда предлагая какую-то скидку «по дружбе».

 

Недавно к нам пришел клиент с просьбой оценить «уникальный красный бриллиант», который ему предложили купить с очень большой скидкой. Это был камень огранки «кушон» весом в 12 карат. Профессионал, прочитав эти строки, засмеется, ведь таких бриллиантов еще никто не находил. Возможно, их вообще нет в природе. Самый крупный красный бриллиант цвета fancy red весил 5,11 карат.

К «уникальному» камню прилагалось два сертификата — от лаборатории IGI, где под звездочкой было честно указано, что камень обработан (treated), однако клиент не обратил на это внимание. И еще удивительный сертификат некой лаборатории GAI (с логотипом, похожим на GIA). В нем про обработку камня не было ни слова. При этом «лаборатория» отметила, что ориентировочная стоимость такого бриллианта составляет $32 млн. Понятно, что сертификат этот был изготовлен какими-то мошенниками. Можно предположить, что до изменения цвета камень стоил $180 000-200 000. Только представьте масштаб возможного обмана. Даже если мошенники продадут камень с огромной скидкой, не за $32 млн, а допустим, за $10 млн, все равно их прибыль составит почти 5000%.

Как не быть обманутым

Каждый покупатель перед сложной покупкой старается изучить товар — смотрит характеристики, читает отзывы, разбирается в его особенностях. Но при покупке драгоценного камня инвесторы порой тратят на изучение вопроса меньше времени, чем при выборе телевизора. Думаю, что тут свою роль играет сам предмет — блеск бриллиантов завораживает человека, и ему становятся уже не так важны характеристики камня. Но как мы видим, знания в этой сфере крайне важны, ведь в противном случае инвестиции могут моментально превратиться в убытки. Обозначим основные рекомендации при покупке камня:

  • приобретать бриллианты можно только с сертификатом GIA и не рассматривать документы от других лабораторий,
  • неопытным инвесторам лучше не иметь дела с «уникальными огранками» или нестандартными камнями. Крайне высока вероятность, что под видом редкого камня будет продан неликвид. В том же сертификате GIA может быть указано, что камень имеет нестандартную огранку. Однако непрофессионал не отметит для себя эту информацию, и соответственно не поймет, что огранка уменьшает стоимость его камня. Поэтому лучше всего покупать бриллиант классической круглой формы;
  • внимательно изучить сертификат на предмет того, был ли подвержен бриллиант искусственному облагораживанию, то есть был ли изменен его цвет. Нужно также помнить, что огранка, симметрия, наличие флуоресценции, характер включений и еще ряд особенностей могут существенно влиять на цену. Если есть малейшие сомнения в продавце или сертификате, стоит обращаться к независимому консультанту для оценки актива.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+