Между тем ситуация в американской экономике крайне неустойчива, в каком-то смысле динамика событий напоминает 2008 год. Тогда долго назревавшие проблемы обернулись широкомасштабным финансовым кризисом всего за два месяца до дня выборов, что имело вполне определенные политические последствия.
Сейчас, несмотря на панические атаки против биржевых индексов, вероятность повторения Великой рецессии 2008–2009 годов или кризиса по сценарию 1997 года не слишком велика. Уровни безработицы крайне низкие, а госрасходы — запланированные и защищенные — существенно выше, чем в те времена. ФРС, по словам Джерома Пауэлла, «имеет возможность смягчить денежно-кредитную политику на 525 базисных пунктов», то есть до нуля, что в 2008 году еще казалось нереальным. А с учетом опыта количественного смягчения возможностей у регулятора и того больше. Наконец, финансовый сектор и рынок жилой недвижимости в США показали себя крайне устойчивыми в период роста ставок.
При этом основные инструменты для предотвращения или смягчения замедления экономики лежат в монетарной сфере. Амбиции любой администрации, республиканской или демократической, сильно ограничены существующими вводными. Одна — это уровень государственного долга, который уже превзошел 125% ВВП, — такого не было со времен Второй мировой войны. Другая — ресурсные ограничения, в первую очередь на рынке труда. Прирост легальной иммиграции нереален по политическим причинам, а повышение качества рабочей силы требует времени. В результате политика новой администрации будет проходить в довольно узком по историческим меркам коридоре.
Новые республиканцы
Администрация Дональда Трампа — при дружественном конгрессе — практически гарантированно будет более популистской, чем средняя республиканская администрация после 1980 года. Пожалуй, есть две сферы, где сохранится традиционная повестка партии. Первая — это снижение уровня регулирования экономики, в том числе благодаря недавним решениям Верховного суда, который, например, лишил Комиссию по ценным бумагам права самостоятельно назначать штрафы. Вторая — послабления в сфере экологии, в первую очередь для нефтегазовой отрасли. Бюджетная ситуация не позволит сильно нарастить расходы, кроме военных и защищенных законом социальных. Радикально снизить налоговое бремя тоже не получится. Пониженные ставки личных и корпоративных налогов, введенные во время первого срока Трампа в 2017 году, почти наверняка сохранятся, но вот новое широкомасштабное снижение маловероятно. Бюджетный дефицит останется высоким, и не стоит рассчитывать, что экономический рост поможет его сократить.
При этом на наиболее радикальные шаги Трамп, скорее всего, не пойдет. Введение жестких тарифов почти на весь импорт или же массовые депортации нелегалов с высокой вероятностью будут заменены яркими, но малозначимыми акциями в сфере внешней торговли и миграции. Трампономика будет выгодна и «старым», и высокотехнологичным отраслям, но под удар попадут производители, связанные с зеленой повесткой. В целом можно ожидать более высокий рост, инфляцию и дефицит. Все, кроме инфляции, мы уже наблюдали при Трампе в 2017–2020 годах, до начала пандемии.
Демократы и дефицит
Администрация Камалы Харрис при более либеральной, то есть левой в американском контексте, риторике, скорее всего, окажется довольно консервативной, и ее экономическая политика напомнит о временах Билла Клинтона или Барака Обамы. Существенная часть демократической повестки уже оформлена законами, принятыми в 2021–2022 годах, в первую очередь законом о масштабных инвестициях в инфраструктуру — их защитят от пересмотра, но новые мегапроекты бюджет уже не вынесет. Если угроза рецессии не приведет к резкому снижению процентных ставок, то высокая стоимость обслуживания долга, которая с 2020 года уже выросла примерно в 1,7 раза, существенно ограничит возможности расширять дефицит. В вопросах регулирования экономики судебные решения свяжут руки новому кабинету. В целом экологическая повестка будет давить на нефтегаз, а развлекательные индустрии выиграют от более свободной атмосферы, но главными бенефициарами останутся ВПК и хайтек. Обновление цифровой инфраструктуры и военной техники состоится при любой погоде и любой администрации.
Наиболее благоприятный сценарий для экономики США, как ни странно, это «разделенное правительство», когда большинство в Сенате незначительно, а Палата представителей в руках оппонентов президента — как известно, все финансовые законопроекты должны исходить именно из Палаты. При таких раскладах будут приниматься только получившие широкую поддержку решения, налоговые завоевания Трампа частично сохранятся, амбициозные бюджетные проекты будут урезаться уже на входе, что даст шанс для снижения дефицита и стабилизации госдолга при относительно высоком уровне госрасходов и сниженных ставках около 3–3,5%. Кто конкретно завоюет Белый дом или получит большинство в конгрессе, важно в первую очередь для вопросов идеологии или внешней политики. Для экономики идеально, чтобы требующие одновременного поворота ключи от казны просто находились в разных карманах.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора