Ожидания и реальность: почему смена власти в Сирии получилась такой внезапной

Безальтернативный
В ночь на 8 декабря 2024 года закончилась более чем пятидесятилетняя эпоха правления семьи Асадов в Сирии. Башар Асад бессменно находился в должности президента страны с 2000 года, а его отец занял этот пост еще в 1971-м.
В отличие от многих других арабских правителей, Асад-младший сумел пережить потрясения «арабской весны» 2011 года. К 2017-му при активной поддержке Ирана и России ему удалось восстановить контроль над большей частью страны. Тогда же при участии Москвы, Анкары и Тегерана был начат Астанинский процесс по созданию зон деэскалации в Сирии. В результате основные отряды вооруженной оппозиции были оттеснены из крупных городов и сконцентрировались главным образом в северо-западной провинции Идлиб, где была создана Идлибская зона деэскалации.
В мае 2021 года на безальтернативных выборах Башар Асад был вновь избран главой государства на очередной семилетний срок, получив одобрение 95% населения, или 13,5 млн сирийцев.
Параллельно с этим в последние годы сирийскому президенту удалось частично выйти из международной изоляции. Так, в мае 2023 года впервые за 12 лет он был приглашен на саммит Лиги арабских государств, а в Дамаск один за другим стали возвращаться послы арабских стран.
При этом власть фактически заморозила диалог с оппозиционными силами, в том числе на международных площадках. Казалось, что все, кто представлял серьезную угрозу режиму, давно покинули Сирию или оказались за решеткой. Абсолютная уверенность в том, что гражданский конфликт остался в прошлом и что никакой угрозы режиму не существует, сослужила Асаду плохую службу.
Эхо войны
За время начавшейся в 2011 году гражданской войны в Сирии погибло более 400 000 человек, а более половины жителей страны были вынуждены покинуть свои дома, включая 7,2 млн внутренне перемещенных лиц и 6,7 млн беженцев, оказавшихся за рубежом. Несмотря на формально высокую поддержку режима уставшим от войны населением, в Сирии все последние годы зрело недовольство из-за нерешенных социально-экономических проблем. Так, ВВП на душу населения за годы конфликта сократился с $4000 до $421, а стоимость сирийского фунта обесценилась на 100% по отношению к доллару США. На сегодняшний день порядка 70% населения Сирии живет в крайней нищете.
Дополнительным раздражителем для многих сирийцев всегда оставался тот факт, что Асад и верхушка возглавляемой им Партии арабского социалистического возрождения («Баас») — это представители алавитов, шиитского меньшинства, составляющих примерно 12% населения страны. Большинство же сирийцев — сунниты. Они и пополнили в основном ряды вооруженной оппозиции, которая менее чем за две недели победоносным маршем дошла до Дамаска.
Помощь не пришла
Недооценил Асад и существенное сокращение возможностей своих союзников в лице России и Ирана.
Москва, сконцентрированная с февраля 2022 года на украинском конфликте, значительно сократила свои военные возможности в Сирии, но при этом пыталась играть политическую роль, например выступать посредником в восстановлении отношений между Анкарой и Дамаском. Так, в декабре 2022 года в российской столице состоялась первая за 11 лет встреча министров обороны Турции и Сирии.
Однако Асад, несмотря на уговоры Кремля, занимал довольно жесткую позицию в отношении Турции. В качестве предварительного условия для личной встречи с президентом Реджепом Эрдоганом Асад требовал вывода турецких войск с севера Сирии. В Анкаре это требование отвергали.
Не придал Асад должного значения и сокращению иранского присутствия в стране. Буквально за год в результате участившихся израильских ударов по территории Сирии Тегеран лишился своих ключевых генералов. Кроме того, союзное Ирану ливанское движение «Хезболла», обеспечивавшее прикрытие сирийской армии в Алеппо, за время обострения конфликта с еврейским государством потеряло не менее 4000 бойцов — в десять раз больше, чем во Вторую ливанскую войну 2006 года.
Занятые собственными проблемами союзники президента Сирии не были готовы тратить столько ресурсов на его поддержку, как 8-10 лет назад. Асад же до последнего надеялся, что они придут к нему на помощь.
Обещания победителей
Главной движущей силой сирийских повстанцев является запрещенная в России и признанная террористической джихадистская группировка «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ).
Лидер джихадистов Абу Мухаммед аль-Джулани в прошлом состоял на службе у «Аль-Каиды» и «Исламского государства» (запрещенные в России террористические организации), но отмежевался от них. Все последние годы он стремился демонстрировать своего рода умеренность, подчеркивая, что его группировка, в отличие от остальных, уважает права этнических и религиозных меньшинств, включая христиан.
Кроме ХТШ, в рядах повстанцев состоят группировки и движения, которые не имеют ярко выраженной исламистской составляющей. Одна из них — поддерживаемая Турцией Сирийская национальная армия (СНА). В Анкаре никогда не скрывали контактов с ней.
И если степень поддержки ХТШ со стороны Турции — вопрос открытый, то СНА все последние годы получала от Анкары военную помощь. В ходе нынешнего наступления у повстанцев были замечены приборы ночного видения и различные беспилотники, в том числе и турецкого производства.
Пока что ХТШ не сформулировала четкого плана по политическому устройству Сирии, заявив лишь о том, что новые власти будут инклюзивными и открытыми для всех национальных и религиозных меньшинств. При этом оперативное управление страной, судя по всему, временно остается за прежним сирийским правительством.
В любом случае ХТШ нужно будет как-то устанавливать контакты с международным сообществом, которое пока что считает группировку террористической, однако спецпредставитель генсека ООН по Сирии Гейр Педерсен уже дал понять, что вариант ее исключения из списка террористов вполне возможен.
Здесь в качестве посредника между повстанцами и внешним миром может выступить Турция, которая все последние дни демонстрировала поддержку наступления оппозиции.
В любом случае именно Анкара теперь заполнит тот вакуум международного присутствия, который появился в Сирии из-за ослабления влияния России и Ирана.
Помимо этого, от ухода Тегерана выигрывает и Израиль: военное присутствие в Сирии позволяло Ирану легко перебрасывать вооружения «Хезболле». С другой стороны, пока непонятно, какую позицию по отношению к еврейскому государству займет ХТШ. На первых порах ему, скорее всего, будет просто не до Израиля.
Что касается находящихся в Сирии российских войск, то, судя по заявлениям повстанцев, они готовы обсуждать сохранение авиабазы Хмеймим и военно-морской базы в Тартусе. Однако в любом случае, даже если Россия и оставит за собой военные базы, останется вопрос о целях пребывания в Сирии. Ведь прежняя задача — защита законной власти в стране — очевидно, уже не актуальна.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора