К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Жизнь по графику: куда завел энергетический кризис Молдавию и Приднестровье

Газораспределительная станция в Кишиневе, Молдова (Фото Vladislav Culiomza / Reuters)
Газораспределительная станция в Кишиневе, Молдова (Фото Vladislav Culiomza / Reuters)
Глава Приднестровья Вадим Красносельский в ходе визита в Москву договорился о возобновлении поставок российского газа. Однако, считает эксперт по странам Центральной Азии и Восточной Европы Галия Ибрагимова, говорить о конце энергетического кризиса в непризнанной республике пока рано. Вопросы маршрута и оплаты возможных поставок по-прежнему не решены

С 1 января 2025 года — после прекращения Украиной транзита российского газа — жители Приднестровья живут без центрального отопления и стабильного электричества. Остатки газа подаются в дома исключительно для приготовления пищи. Веерные отключения света продолжаются от трех до восьми часов в сутки. Электричество вырабатывается за счет перевода Молдавской ГРЭС, главного энергогенерирующего предприятия региона, на уголь, но его запасы ограничены, их хватит не более чем на месяц.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Газовая матрешка

Энергетический кризис начался во многом потому, что до последнего никто не верил в его возможность. Даже после предупреждений Украины, что контракт с «Газпромом» не будет продлен после его истечения в конце 2024 года, сохранялась надежда, что стороны договорятся в последний момент. Однако этого не произошло.

Прекращение транзита ударило не только по Молдове, но и по Словакии, Австрии, частично Италии и Венгрии, которые продолжали покупать российский газ даже после февраля 2022 года. Однако если этим странам удалось хотя бы частично диверсифицировать поставки, то Приднестровье оказалось совершенно неподготовленным.

 

Главная причина — российский газ поступал в этот отколовшийся от Молдавии в начале 1990-х регион бесплатно, и найти другого такого поставщика было невозможно. Взамен Тирасполь сохранял политическую лояльность Москве, фактически условная субъектность приднестровских властей держалась на российском газе. 

Жители Приднестровья получали газ по минимальным тарифам. Если в правобережной Молдавии в 2024 году платили около $1 за кубометр, то на левом берегу Днестра газ стоил меньше шести центов. Фактически бесплатное топливо от «Газпрома» использовалось и в промышленности, продукция которой шла на экспорт и приносила региону валютную прибыль. При этом главным экспортным продуктом Приднестровья считалась электроэнергия, вырабатываемая на Молдавской ГРЭС.

 

Эту станцию построили на левобережье Днестра еще в советский период, чтобы поставлять электричество не только в Молдавию, но и в южные регионы соседней Украины. После приднестровской войны 1992 года станция перешла под контроль Тирасполя, а затем местные власти передали ее в собственность «Интер РАО ЕЭС». Кишинев считает эту передачу незаконной.

Несмотря на эти распри, Молдавская ГРЭС все это время продолжала поставлять электроэнергию как в Приднестровье, так и на правобережье. До 24 февраля 2022 года схема поставок российского газа и перепродажи произведенного из него электричества выглядела так: «Молдовагаз», главная газораспределительная компания страны, заключала контракт с «Газпромом» на поставки. Около трети объема газа оставалось в Молдавии, население которой составляло 2,5 млн человек, а остальное отправлялось в Приднестровье, где проживает около 300 000 человек. Диспропорция объяснялась как раз тем, что Тирасполь использовал излишки газа для работы промышленности и выработки электроэнергии на экспорт.

Например, по договору, заключенному в 2021 году на пять лет, «Газпром» обязался ежегодно поставлять в Молдову 3,3 млрд кубометров газа. Из этого объема около 1,1 млрд кубометров (примерно 33%) оставалось для Кишинева и правобережной части страны, а 2,1 млрд кубометров (около 67%) направлялось в Приднестровье.

 

Кризис неизбежен

Этот энергетический баланс между берегами Днестра был нарушен после начала конфликта на Украине. Осенью 2022 года «Газпром» сократил поставки газа в Молдавию на треть, сославшись на украинские обстрелы и задержки оплаты с молдавской стороны.

Учитывая, что Кишинев платил за поставки, а Тирасполь получал газ бесплатно, молдавские власти могли оставить весь российский газ себе. Однако они приняли нестандартное решение: весь объем российского газа был направлен в Тирасполь, а для правобережья топливо начали закупать на европейском рынке. Вначале это оказалось дорого, но в 2023 году цены на газ в ЕС снизились, и его покупка на бирже стала выгоднее, чем импорт из России. Это дало Молдавии возможность заявить об освобождении от российской газовой монополии.

Тем не менее зависимость от относительно дешевого приднестровского электричества сохранялась. И даже когда стало очевидно, что электроэнергия — слабое звено Кишинева, альтернативные мощности за последние три года так и не появились. 

Видимо, все это время сохранялась уверенность, что Россия не прекратит поставки газа в Приднестровье. Ведь даже в случае остановки украинского транзита Кремль мог перенаправить газ для Приднестровья по Трансбалканскому трубопроводу. Хотя и здесь могли возникнуть сложности: часть трубы проходит по территории Украины, а Киев мог отказаться пропускать российский газ через свою инфраструктуру.

Когда стало понятно, что кризис неизбежен, в переговоры с «Газпромом» вступили молдавские власти. Однако Москва выдвинула два условия. Во-первых, Кишиневу предстояло самостоятельно договориться с Киевом о продлении поставок газа для Приднестровья. Во-вторых, Молдавия должна была выплатить долг за газ в размере $709 млн, чтобы Кремль согласился перенаправить поставки по Трансбалканскому маршруту. Интересно, что на этом долге Москва настаивает давно, однако это не помешало ей в 2021 году заключить с «Молдовагазом» контракт и продолжать поставлять газ, хотя и в сокращенном объеме, вплоть до января 2025 года.

 

Кишинев, со своей стороны, не признает эту задолженность, заявляя о готовности выплатить лишь $8 млн, которые были подтверждены международными аудиторами. Кремль, в свою очередь, отвергает выводы аудиторов. Теперь, когда кризис в самом разгаре, а Тирасполь и Москва возлагают за него ответственность на правобережье, молдавские власти заявили о намерении обратиться в международный арбитраж для разрешения вопроса о долге.

Власть vs помощь 

Нельзя сказать, что Приднестровье осталось наедине с энергетическим кризисом. Молдавские власти почти сразу предложили Тирасполю помочь с закупками газа на европейской бирже. Однако за этот газ пришлось бы платить, к чему Приднестровье не готово.

Еще один вариант — дополнительные поставки угля из Украины. Президент Молдавии Майя Санду провела переговоры с украинским президентом Владимиром Зеленским по этому поводу, и он согласился помочь при условии, что произведенная электроэнергия будет использоваться не только для левобережья, но и для всей Молдовы, а при необходимости и для Украины.

Однако принять помощь от кого-либо, кроме России, означало бы, что решающее слово в урегулировании сказали не Кремль и приднестровские власти, а другая сторона. Возможно, поэтому Тирасполь не отреагировал на предложения Киева.

 

Сейчас приднестровские власти полностью перекладывают всю ответственность за энергетический кризис на Кишинев, обвиняя его в неуплате долгов. В то же время задолженность самого Приднестровья за газ уже превысила $10 млрд. 

Латание дыр 

Энергокризис в Приднестровье затронул и Молдавию. Цены на электроэнергию, которая теперь закупается в Европе, выросли почти втрое. При этом свободных энергетических мощностей в разгар зимы на европейском рынке не так много. Властям удается бронировать их объемы только на один день вперед, что усиливает напряженность.

Конечно, вся эта ситуация имеет и политические последствия. Она подрывает и без того падающую популярность правящей партии «Действие и солидарность», что грозит ей утратой большинства на парламентских выборах осенью 2025 года. Причем, как и на президентских, на парламентских выборах могут голосовать и жители Приднестровья с молдавским гражданством, а их там большинство. В Кишиневе уже не раз звучали призывы лишить жителей левобережья избирательного права до окончательного урегулирования приднестровского конфликта.

Усилившаяся в условиях конфликта на Украине зависимость Приднестровья от правобережной Молдовы создавала для Кишинева возможность предложить план реинтеграции непризнанной республики. Если бы молдавские власти хотя бы заранее подготовились к энергокризису и оперативно оказали помощь Тирасполю, это могло бы помочь воссоединению страны. Однако произошло обратное: взаимные обвинения и упреки звучат с обоих берегов Днестра.

 

Видимо, чтобы хоть как-то решить проблему, Молдавия одобрила визит главы Приднестровья Вадима Красносельского на переговоры в Москву, хотя ранее в адрес приднестровских властей звучали обвинения в сепаратизме — вплоть до угрозы ареста. 15 января, после возвращения в Тирасполь, Красносельский заявил, что Россия согласилась возобновить поставки газа, пусть даже в виде «гуманитарной помощи» для Приднестровья, а не в объемах, прописанных в контракте с «Молдовагазом», действие которого формально истекает только в 2026 году.

Москва пока не комментировала итоги переговоров, и детали известны только со слов Красносельского. Маршруты и другие технические аспекты поставок газа все еще обсуждаются. Понятно, что газ будет идти исключительно для нужд жителей Приднестровья. О возобновлении поставок для Молдавской ГРЭС в объемах, достаточных для экспорта электроэнергии, речи не идет. Это означает, что правобережная Молдова больше не сможет закупать дешевое электричество.

Что касается маршрута, то версию о Трансбалканском трубопроводе можно сразу отвергнуть, поскольку Украина назвала транзит российского газа по своей территории недопустимым.

Есть версия, что Россия может закупать газ для Приднестровья на европейском спотовом рынке через компанию-посредника. Пока речь идет о поставках на три месяца — с января по апрель — в объеме 3 млн кубометров в сутки. Однако непонятно, как при таких ограниченных объемах будут формироваться доходы бюджета Приднестровья, ведь именно газ был их основой. Непонятно и то, откуда регион будет получать валюту, так как перечень экспортных товаров из-за дефицита газа, видимо, сократится. Ответов на эти вопросы пока нет.

 

Неожиданным стало то, что поставки газа в Приднестровье предлагается осуществлять не через «Молдовагаз», а через неизвестную ранее компанию Natural Gaz D.C. Ее совладелец, Аркадий Викол, подтвердил, что заключил контракт с приднестровским «Тираспольтрансгазом» на поставку 2–3 млн кубометров газа в сутки. При этом он подчеркнул, что речь идет не о российском газе, а о закупках топлива в Европе. Налоги за импорт компания будет платить в Молдавии. Однако если оплату газа берет на себя Россия, непонятно, как Викол будет получать эти средства, не подвергая компанию риску санкций. Кишинев пока выступает против такой схемы, подчеркивая, что «Молдовагаз» — единственная компания, имеющая право поставлять природный газ в приднестровский регион.

Но даже если бы схема с Natural Gaz D.C была осуществима, оставалась бы проблема оплаты газа, учитывая, что «Газпромбанк», ранее занимавшийся финансовыми операциями на европейском спотовом рынке, находится под санкциями. С учетом всех неясностей газ на левобережье может поступить не скоро. И даже если поставки возобновятся, стабильности ждать не стоит: санкции против России и ее энергетического сектора только ужесточаются.

Можно сказать, что вся эта неопределенность вновь создает окно возможностей для Кишинева — воспользоваться кризисом и оказать помощь Тирасполю в его преодолении. Однако сколько бы раз это окно ни открывалось, оно закроется, если победят страхи Кишинева — будь то влияние пророссийского электората Приднестровья или тяжелое экономическое бремя, которое может лечь на страну в случае объединения. Но нет уверенности и в обратном: едва ли дистанцирование от приднестровской проблемы укрепит позиции власти или улучшит ее положение накануне выборов.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+