К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как ограничения на экспорт американских чипов отразятся на развитии российского ИИ

Фото Artur Widak / NurPhoto via Getty Images
Фото Artur Widak / NurPhoto via Getty Images
На минувшей неделе Белый дом официально объявил о планах ограничить экспорт ИИ-чипов, в том числе производства компании Nvidia, в большинство стран мира. Вице-президент Nvidia Нед Финкл сразу заявил, что такие меры подтолкнут остальные страны использовать альтернативные технологии. О том, насколько вероятен такой сценарий и как его последствия отразятся на развитии российской сферы искусственного интеллекта, размышляет эксперт по машинному обучению и бывший научный сотрудник МФТИ и «Сколково» Наталья Транкова

Что особенного в этих чипах

Изначально Nvidia ассоциировалась исключительно с производством графических процессоров (GPU, Graphics Processing Unit — процессор для обработки графики и высокопроизводительных вычислений с высокой скоростью), используемых в видеоиграх. Но в середине 2010-х годов компания переориентировалась на высокопроизводительные вычисления, открыв новую эру для GPU в задачах ИИ и машинного обучения. Архитектура GPU оказалась идеально подходящей для параллельной обработки данных, критически важной для обучения больших моделей.

С развитием глубокого обучения рынок ИИ переживал взрывной рост, а Nvidia стала его технологическим эпицентром. Основные библиотеки и инструменты для разработки ИИ были разработаны под GPU Nvidia, что обеспечило ей стратегическое преимущество. Прорывом, который закрепил их успех, стала архитектура CUDA — платформа, позволяющая разработчикам эффективно использовать мощь GPU для создания ИИ-решений. И сегодня CUDA фактически является стандартом в индустрии.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Бежать особо некуда

У Nvidia есть конкуренты, хотя их рыночная доля и уровень разработок значительно ниже. Компания AMD, также американский производитель видеокарт и создатель платформы ROCm, является ближайшим конкурентом Nvidia и CUDA соответственно. Однако экосистема и ее распространенность значительно отстают от предложений Nvidia. AMD контролирует лишь около 12% рынка GPU, в то время как Nvidia — 88%.

 

На рынке представлены китайские чипы, такие как Ascend от Huawei c архитектурой CANN, которые приближаются к техническим характеристикам продуктов Nvidia. Однако в текущих условиях они пока не способны составить прямую конкуренцию. Основной причиной этого является высокая производительность чипов Nvidia и архитектура CUDA, которая стала стандартом для разработчиков и лежит в основе большинства существующих ИИ-решений. Кроме того, китайские чипы пока уступают в надежности, а их программное обеспечение сталкивается с рядом проблем, что затрудняет их интеграцию и использование в сложных ИИ-проектах. Уровень технологической зрелости Nvidia пока недостижим для догоняющих игроков, поскольку и Китай, и Россия сталкиваются с ограничениями на экспорт ключевых технологий для производства чипов.

Тем не менее введение новых санкций может подтолкнуть Китай и Huawei к активным попыткам заполнить освободившиеся рыночные ниши как внутри страны, так и за ее пределами. Используя свои ресурсы и стремясь изучить передовые технологии Nvidia, они могут ускорить развитие собственных решений.

 

Что касается российского производства, отечественные ИИ-чипы остаются на зачаточном уровне из-за отсутствия необходимых технологий. После введения санкций на прямые поставки видеокарт в Россию, Белоруссию, Казахстан и Китай российские компании продолжают использовать видеокарты Nvidia, прибегая к неофициальным каналам поставок, что также характерно для Китая. На данный момент полной альтернативы продукции Nvidia не существует, что закрепляет за компанией статус фактического монополиста.

Зачем эти ограничения

В мире (и в США, в частности) наблюдается бесконтрольное (не регламентируемое) развитие ИИ. Правительство США ранее уже выражало обеспокоенность по поводу появления мощных ИИ-моделей и их угрозы национальным интересам — например таких, как GPT компании OpenAI, которые спровоцировали значительные изменения рынка труда. Подписание соглашений OpenAI и Anthropic с Белым домом, обязывающих демонстрировать свои модели перед выпуском, ясно отражает стремление США установить контроль над развитием ИИ и его воздействием на рынок. Ограничение экспорта чипов также может рассматриваться как одна из подобных мер. 

Если смотреть на ситуацию с другой точки зрения, такие ограничения можно еще интерпретировать как попытку США выровнять технологический ландшафт. Они могут предоставлять преимущество странам со средним уровнем прогресса в ИИ, одновременно ограничивая возможности таких государств, как Китай и Россия, где ИИ достиг значительного развития и представляет конкуренцию.

 

Также, учитывая потенциал ИИ для применения в кибератаках и других формах угроз национальной безопасности, эти экспортные ограничения могут быть направлены не только на защиту экономики и технологического лидерства США, но и на снижение рисков, связанных с использованием ИИ в странах, которые, по мнению США, могут представлять стратегическую угрозу.

Кроме того, спрос на ИИ-чипы близок или уже превышает их производственные возможности, что создает дополнительное давление на рынок. В этом контексте объявленный 22 января Дональдом Трампом план инвестирования до $500 млрд в ИИ-инициативы приобретает особое значение. Среди участников программы — компании OpenAI, Nvidia, SoftBank, Arm, Oracle, Microsoft и др. В условиях ограниченного производства и масштабных инвестиций в эту сферу приоритетное распределение чипов, вероятно, будет направлено на поддержку ключевых игроков и инициатив, способствующих укреплению позиций США в области ИИ.

Вероятность введения ограничений и последствия

Процесс массового перехода компаний, в том числе российских, на аналоги чипов Nvidia может быть сложным и достаточно долгим. Скорее всего, произойдет не массовый переход на альтернативные ИИ-чипы, а еще больший расцвет параллельного импорта до тех пор, пока это будет представляться возможным, поскольку отказ от чипов Nvidia для компаний технологически сложен и, скорее, становится вопросом стоимости — все пострадавшие будут вынуждены переплачивать за сложные схемы поставок. Для небольших компаний и центров исследований в России чипы Nvidia могут оказаться финансово недоступными, что приведет к временной остановке части разработок и даст США преимущество в определенных технологических направлениях. 

Страны, не попавшие или только частично попавшие под ограничения Белого дома, могут использовать эту возможность для дополнительного заработка, организуя экспорт чипов. Однако стоит ожидать, что подобные шаги лишь вызовут ответные санкции США. 

Окончательное решение о введении ограничений будет принимать уже администрация Трампа. И здесь стоит отметить, что именно при его администрации в 2020 году были наложены первые ограничения на поставки коммерческих чипов Huawei из-за угрозы национальной безопасности. Поэтому даже если предложение по ограничению поставок ИИ-чипов не будет принято Трампом в исходном виде (как предложил Байден), то подобных мер все равно стоит ожидать.

 

Если новая администрация примет решение о введении ограничений на поставки, то США, с одной стороны, неизбежно понесут финансовые потери из-за сокращения экспорта. C запретом, конечно, и Nvidia потеряет деньги: продажи упадут, но вряд ли существенно, так как компании одномоментно не захотят отказываться от их чипов, даже если Китай бросит свои силы на разработку и освоение освободившихся рынков. 

С другой стороны, такие меры могут сыграть стратегическую роль, увеличив уже имеющийся технологический отрыв между развитием американских технологий и конкурентами.

Что касается России, то параллельный импорт чипов продолжится до тех пор, пока он возможен, из-за сложностей перехода с CUDA на новые архитектуры и отставания в производительности альтернативных чипов. Поскольку в стране уже есть их некоторый запас, а также возможность закупки, то разработчики предпочтут работу с уже имеющейся инфраструктурой, под которую заточены все разработки. Переход же на альтернативы, в том числе китайские, может быть спровоцирован только при наступлении критических недостатков мощностей и абсолютной невозможности дозакупки чипов. В этом случае ускорится развитие компаний — конкурентов Nvidia, которые, в свою очередь, заручатся финансовой поддержкой заинтересованных рынков, попавших под ограничения Соединенных Штатов.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+