Пасхальная дипломатия: зачем Владимир Путин объявил о прекращении огня

Переговорный процесс вокруг урегулирования конфликта на Украине, инициированный США, входит в эндшпиль. Заявления президента Дональда Трампа и госсекретаря Марко Рубио о том, что Вашингтон теряет терпение из-за отсутствия прогресса и может в ближайшее время выйти из переговоров, не стали большой неожиданностью для Кремля. Однако они были сделаны в ультимативном виде и в формате, навязывающем американские рамки урегулирования, которые выходят за пределы простой договоренности о прекращении огня и могут привести к длительной заморозке конфликта, на не вполне желаемых России условиях, не позволяющих достичь всех целей «спецоперации»*.
Парижские утечки
Контуры плана США были представлены на встрече в Париже, которая прошла 17 апреля. Во встрече участвовали представители США, Украины, Великобритании, Германии и Франции. Вашингтон разработал и порядок мониторинга за прекращением огня. Судя по утечкам, американский план предусматривает остановку боевых действий по текущей линии боестолкновения (ЛБС), причем Россия сохранит часть новых регионов**, но не получит контролируемые ВСУ районы Донецкой, Запорожской и Херсонской областей. При этом не очень понятно, что будет с российским контролем над частью Харьковской области и Сумской области, возможно, будет проведен обмен территориями для спрямления ЛБС. Суверенитет Москвы над новыми регионами юридически признан не будет, но США в качестве «стимула к сделке» готовы в одностороннем порядке признать российским Крым. Это, конечно, будет иметь символический и пропагандистский эффект, но подобное решение может быть пересмотрено новой администрацией США после 2028 года.
Кроме того, будет снят вопрос членства Украины в НАТО, хотя, как именно предлагается это оформить, не сообщается. Вероятно, все же не так, как хотела бы Россия, настаивавшая на дезавуировании решения Бухарестского саммита НАТО 2008 года (и всех последующих) о том, что Украина неизбежно станет участником альянса. Ранее генсек НАТО Марк Рютте и лидеры ЕС говорили, что членство Украины в НАТО не будет частью урегулирования конфликта, но в долгой постконфликтной перспективе «остается в повестке», что Москву, разумеется, устроить не может.
Москве также обещается снятие некоторых санкций США и Евросоюза. Их точный перечень не раскрывается, возможно, речь пойдет о возобновлении поставок американских Boeing и о разблокировке российских суверенных активов. Впрочем, последний вопрос, вероятно, будет решаться уже в рамках окончательного урегулирования.
Судя по словам Рубио, суверенное право Украины на оборону и обеспечение безопасности не будет ограничено, Киев сможет заключать любые двусторонние соглашения в области безопасности с любым государством, хотя конкретные гарантии безопасности на данном этапе публично обсуждать рано. Это говорит о том, что российские требования по прекращению западной военной помощи, а также ограничений на численность и вооружения ВСУ в американском плане проигнорированы. Между тем «нейтралитет» может быть и «вооруженным до зубов».
Пока непонятно, учитывают ли американские предложения российское требование о неразмещении иностранных войск на Украине, таких как предложенные Парижем и Лондоном «европейские силы сдерживания и поддержки». Некоторые утечки в американской прессе указывали на то, что спецпосланник Трампа Стив Уиткофф в Париже добросовестно изложил пожелания Москвы по переформатированию евробезопасности, но, похоже, они не были приняты союзниками. Отказ от любых ограничений права Украины на перевооружение, или на приглашение на свою территорию войск союзников в рамках двусторонних соглашений по безопасности остается жесткой «красной линией» Европы и Киева, а США не могут или не считают нужным помогать России в этом вопросе. То же самое касается и переданных Уиткоффом российских требований по «денацификации» Украины, восстановлении статуса русского языка и проведения новых выборов. Как минимум в рамках первого этапа урегулирования — соглашения о прекращении огня — это обсуждать никто не планирует.
В целом, обозначенные американцами контуры «прочного и длительного мира» желаниям Москвы не отвечают. Они фиксируют заморозку конфликта по ЛБС в формате «Стамбул-минус», без ограничений суверенитета Киева в области безопасности и внутренней политики, и делают перспективу закрепления Украины в российской зоне контроля достаточно призрачной. Москва явно рассчитывала на большее в ходе дипломатического танго с Трампом, предполагая к саммиту президентов выйти на более масштабное соглашение, устраняющее «первопричины конфликта» и фиксирующее новый статус Украины, если не как дружественного, то «невраждебного» России государства по образцу нынешней Грузии.
После консультаций с союзниками и с Киевом, госсекретарь Рубио довел предложения США до российского министра иностранных дел Сергея Лаврова. Вашингтон в течении ближайших дней ожидает реакцию Москвы, чтобы затем согласовать детали на встрече в Лондоне глав МИД и советников по национальной безопасности США, Великобритании, Франции, Германии и Украины. Затем спецпосланник Трампа «по всем вопросам» Уиткофф привезет готовый план заморозки конфликта Владимиру Путину. А если добиться сближения позиций сторон не получится, то администрация Трампа просто выйдет из процесса.
Вынужденное перемирие
Объявив 19 апреля гуманитарное пасхальное перемирие, Москва попыталась удержать администрацию Трампа от «поспешных решений» и сохранить ведущую роль Вашингтона в урегулировании конфликта на Украине. Вопреки расхожему мнению о том, что выход США из переговоров выгоден России, в Кремле не заинтересованы в таком сценарии. Роль администрации Трампа как «тарана», способного навязать Киеву и его европейским союзникам устраивающие российскую сторону решения и, наоборот, заблокировать не устраивающие, дает Москве лучшую на данный момент возможность реализовать переговорным путем свои стратегические цели по Украине и европейской архитектуре безопасности, достаточно легко получив «стратегическую победу» в противостоянии с Западом.
Поспешное бегство Трампа с переговорного трека закрывает для Москвы эту радужную перспективу, оставляя лишь путь военной кампании на истощение. И если навязать какие-то важные решения Киеву на поле боя еще может получиться, то трансформация европейской безопасности без согласия России и США пойдет по сценарию строительства нового железного занавеса где-то по Днепру. С точки зрения российских властей, Трамп позволяет не тратить нервы в муторных переговорах с Европой. Лучше договариваться с Уиткоффом и Трампом, чем с «европейским квартетом». Самопродвижение президента Франции Эмманюэля Макрона на роль главного переговорщика Европы с Путиным Москвой фактически отвергнуто.
Наконец, театральный уход со сцены администрации Трампа в рамках украинского сюжета может привести к потере интереса Вашингтона к самой идее нормализации отношений с Россией, несмотря на сказочные обещания выгодных сделок на триллионы долларов. Москве выгодно как можно дольше удерживать урегулирование украинского конфликта в двустороннем формате, блокируя вовлечение европейцев и Киева до заключительной презентации российско-американской формулы мира. Но на встрече в Париже США сломали этот сценарий.
Ультимативные заявления администрации Трампа ставят Москву перед необходимостью быстро принимать непростые решения. Либо в интересах стратегического партнерства с Трампом по переустройству мирового порядка пойти на длительную заморозку конфликта без достижения наиболее важных целей «спецоперации», то есть контроля над Украиной и переформатирования евробезопасности. Либо под благовидными предлогами уворачиваться от «мирной сделки» Трампа, рискуя испортить с ним отношения ради силового установления российского политического контроля над Украиной. Срединный сценарий — руками Вашингтона продавливать Киев и Европу на полностью устраивающий Москву формат урегулирования, похоже, перечеркнут американским напором.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
**Донецкая и Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области вошли в состав России по итогам референдумов в сентябре 2022 года, проведенных спустя полгода после начала «спецоперации» России на Украине. Украина, США и страны ЕС не признали результаты этих референдумов.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора