Затяжное перемирие: как США и КНР поставили торговую войну на паузу и надолго ли это

С чего все началось
Торговое противостояние между США и КНР началось еще в предыдущее правление Дональда Трампа: в 2018 году его администрация впервые повысила тарифы на китайский импорт. Целью Вашингтона было сократить торговый дефицит, вернуть производства в США и заставить Пекин пересмотреть практики, связанные с интеллектуальной собственностью.
Пекин тогда ответил зеркально, введя собственные пошлины на американские товары. В течение нескольких раундов взаимные тарифы стремительно повышались. К концу 2019 года средние ставки пошлин достигли двузначных значений (10–25%), затронув китайский экспорт в США на сумму свыше $360 млрд. Финансовые рынки отреагировали падением, а эксперты заговорили об угрозе глобальной рецессии.
В январе 2020 года стороны подписали так называемую первую часть торгового соглашения — частичное перемирие, по которому Китай обязался увеличить закупки американских товаров на $200 млрд в 2020–2021 годах. Хотя документ включал положения о защите прав интеллектуальной собственности и расширении доступа на рынок, многие эксперты критиковали его как половинчатый компромисс. КНР в итоге не выполнила план закупок в полном объеме, но соглашение принесло временную разрядку: тарифы перестали повышать, и на 2020–2021 годы пришелся период относительной стабильности, подпорченный пандемией коронавируса.
С приходом в 2021 году администрации Джо Байдена резкого смягчения политики не произошло. Белый дом сохранил приблизительно $360 млрд трамповских тарифов и даже точечно усилил давление на чувствительные отрасли: импорт электромобилей облагался теперь ставкой, в четыре раза превышающей исходную, тарифы на сталь и алюминий выросли втрое, пошлины на продукцию микроэлектроники удвоились. Параллельно Вашингтон развернул беспрецедентные технологические санкции. В октябре 2022 года были введены строгие экспортные контрольные меры, ограничивающие доступ КНР к передовым полупроводниковым технологиям и оборудованию. В 2023 году США также ограничили американские инвестиции в китайские компании высокотехнологичного сектора из соображений национальной безопасности.
Пекин делал ставку на импортозамещение и ответные меры. Китайские власти ужесточили контроль за экспортом стратегических материалов — например, ввели лицензирование вывоза редкоземельных металлов и полупроводниковых минералов.
Несмотря на политическое противостояние, торговля между США и КНР оставалась значительной. В 2024 году товарооборот США и КНР, по данным Главного таможенного управления КНР, составил $688,2 млрд — на 3,7% больше, чем в 2023 году ($664,4 млрд). В юаневом выражении рост торговли между странами показал результат в 4,9%.
В то же время доля Китая в импорте США снизилась, как и доля США в экспорте из КНР. Компании двух стран начали диверсифицировать цепочки поставок, особенно по товарам, обложенным пошлинами. Торговая война запустила процесс разъединения (decoupling) экономик, несмотря на сохраняющийся высокий общий объем обмена.
Новые запретительные пошлины и эскалация
После возвращения Дональда Трампа в Белый дом ситуация резко обострилась. Уже в марте были введены новые пошлины, поднявшие совокупный уровень тарифов на китайские товары до беспрецедентных 145%. В ответ Пекин увеличил тарифы на американский импорт до 125%. Еще за месяц до этого действующие ставки составляли 25% и 20% соответственно. Эти тарифы фактически означали близкое к эмбарго ограничение торговли между двумя крупнейшими экономиками.
Причинами эскалации официально назывались старые претензии США: дисбаланс торговли, утечку технологий и даже проблему наркотрафика, так как Трамп увязывал повышение тарифов с притоком в США фентанила китайского происхождения. Однако масштаб и резкость мер шокировали рынки. Фондовые индексы США просели на новостях о нарастании тарифной войны, инвесторы закладывали в котировки риск рецессии. Международный валютный фонд предупредил, что тарифная экспансия замедлит глобальный рост и усугубит долговые проблемы в мире. А Всемирная торговая организация (ВТО) оценила, что при сохранении таких тарифов торговля между США и КНР может сократиться на 80% от нынешних объемов.
В феврале 2025 года Пекин инициировал разбирательство в ВТО, утверждая, что экстраординарные пошлины Вашингтона нарушают принцип наибольшего благоприятствования (MFN) и дискриминируют Китай относительно других торговых партнеров США. Штаты в ответ блокировали работу апелляционного органа ВТО, фактически парализовав механизм урегулирования споров. Надежды на быстрый многосторонний арбитраж не было, и кризис пришлось решать прямыми переговорами.
О чем удалось договориться в Женеве и чем это поможет
10–11 мая в Женеве состоялась первая с начала новой эскалации очная встреча делегаций двух стран. Со стороны Вашингтона диалог возглавил министр финансов Скотт Бессент, со стороны Пекина — вице-премьер Госсовета Хэ Лифэн, отвечающий за финансово-экономический блок в правительстве.
Результатом стало объявление о временной деэскалации тарифной войны. Стороны договорились на 90 дней значительно снизить взаимные пошлины, создав окно для продолжения диалога. Согласно совместному заявлению, США с 14 мая снижают тарифы на китайские товары со 145% до 30%, а КНР опускает свои пошлины со 125% до 10%. Эти ставки будут действовать три месяца (до середины августа) с возможностью продления при прогрессе на переговорах. Но даже после снижения американские пошлины на китайские товары остаются близки к заградительным, что поддерживает инфляционные риски в США.
Даже в разгар эскалации стороны целенаправленно исключали некоторые критические категории товаров из-под тарифного удара. Так, американские пошлины не затрагивали ноутбуки, смартфоны, полупроводниковые чипы, солнечные батареи, накопители памяти и плоскопанельные дисплеи. Эти позиции были выведены из списков по специальному решению администрации, чтобы не нарушать цепочки производства высокотехнологичных отраслей США, зависимых от компонентов из Китая.
Аналогично Китай негласно освобождал от своих пошлин ряд американских товаров. Таким образом, торговая война носила избирательный характер, стараясь ударить по менее чувствительным товарам, одновременно не задушив стратегически важные потоки. Тем не менее круг пострадавших отраслей достаточно широк: от металлургии и химии до потребительских товаров, где взаимные тарифы нанесли ощутимый ущерб экспортерам и импортерам обеих стран.
Торговые барьеры побудили многих транснациональных производителей переносить сборочные и поставочные цепочки из Китая в другие страны Азии. Выиграли соседи — Вьетнам, Таиланд, Индонезия, а также Мексика: их доля в импорте США возросла именно за счет позиций, попавших под американские тарифы. Если ранее большая часть электроники прямо поступала из Китая, то теперь товары с китайскими комплектующими все чаще приходят в США через заводы в Юго-Восточной Азии.
Полного разрыва взаимозависимости не произошло — экономические связи США и КНР по-прежнему масштабны. Однако и Вашингтон, и Пекин теперь активнее взвешивают каждый торговый шаг через призму национальной безопасности. Глобальные корпорации учатся жить в условиях политизированной торговли, страхуя риски и дублируя производство в разных юрисдикциях. Перестройка глобальных цепочек поставок идет, и подобные кризисы только ускоряют ее.
Что будет дальше
Пока США и Китай демонстрируют готовность к временному перемирию, но долгосрочное урегулирование остается неопределенным. Риски возобновления торговой войны сохраняются.
На текущем этапе победителя в торговой войне между Китаем и США нет — и, скорее всего, его и не будет в классическом смысле. Это не игра с нулевой суммой, где один выигрывает, а другой проигрывает — обе стороны несут значительные издержки. Вопрос стоит иначе: кто был лучше готов к первому раунду эскалации торговой войны? И здесь ответ очевиден — Китай был готов к конфликту гораздо лучше. Во-первых, он подготовил многочисленные ответные меры в самых разных сценариях, а во-вторых, проделал большую работу внутри бизнеса и общества для снижения внутриполитических рисков гражданского недовольства.
Дональд Трамп же, очевидно, рассчитывал на краткосрочную эскалацию, быстрый переход к двусторонним переговорам с лидером КНР и выгодный для США итог переговоров, поэтому не так тщательно готовился к затяжной битве. Однако блицкрига не случилось ни за несколько дней, ни за неделю, ни за месяц. Это привело американский рынок и общество к дестабилизации и росту недовольства, в первую очередь у крупного бизнеса.
Торгово-экономические последствия достигнутых в Женеве договоренностей предсказуемы: компании обеих стран попытаются восстановить товарооборот в прежних объемах, а также нарастить запасы в преддверии негативного сценария. Китайские эксперты прогнозируют рост двустороннего товарооборота на 12–15% в III квартале 2025 года с приоритетом на восстановление каналов торговли электроникой и агропродукцией.
При этом стоит обратить внимание на некоторые внутриполитические факторы в США. На сегодня у республиканцев большинство в обеих палатах Конгресса. Но если текущие пошлины Трампа, а также ответные меры Китая останутся в силе в долгосрочной перспективе и приведут США к экономическим проблемам, то на предстоящих промежуточных выборах в Конгресс в 2026 году могут прийти демократы, которые помешают реализации политики Дональда Трампа. В то же время победа республиканцев будет означать однозначное продолжение жесткой линии по Китаю.
Негативный сценарий с возвращением к пошлинам более 100% через 90 дней на сегодня выглядит маловероятным, в текущих условиях это будет означать дальнейшее ухудшение отношений между КНР и США и, фактически, переход к холодной войне, где экономика используется как оружие. Произойдет ускоренное разделение мировой экономики на два блока — с несвободно конвертируемыми технологическими платформами, отдельными платежными системами, изолированными цепочками поставок. Многие страны будут вынуждены выбрать лагерь, опасаясь вторичных санкций. Геополитическая напряженность возрастет. Текущий кризис в отношениях с января 2025 года показал, что оба государства пока технически и инфраструктурно не готовы к дальнейшей эскалации.
Оптимистичный сценарий предполагает, что за период до 2030 года США и Китай сумеют выработать новую большую сделку, частично урегулировав спор и договорившись о поэтапной отмене большинства повышенных тарифов.
Но более вероятен промежуточный сценарий — status quo длительного соперничества при сдержанной риторике. Стороны будут продлевать временное перемирие, точечно договариваясь по отдельным вопросам (например, Китай увеличит закупки энергоресурсов или аграрной продукции из США, а те смягчат некоторые ограничения). Тарифы останутся крайне высокими, но не запретительными (в диапазоне 25–50% на основные товары), побуждая бизнес адаптироваться, но не уничтожая торговлю полностью.
Это не относится к технологической конфронтации. США будут обновлять экспортные ограничения, Китай — инвестировать в импортозамещение и искать обходные пути. Глобальная экономика при таком сценарии приспосабливается к новым реалиям: цепочки поставок перестраиваются, мир разделяется на сферы влияния, но базовая торговля между США и КНР сохраняется.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора