К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Родительское» преимущество: как добиваться успеха при поглощении компаний

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Успешность сделок M&A между профильными игроками во многом зависит от того, насколько компания-покупатель сможет стать «эффективным родителем» для своего нового актива — поделиться технологиями, открыть новые рынки, оптимизировать издержки за счет своего масштаба. Но, как напоминает профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Алексей Беляков, целый ряд факторов может этому помешать. Например, различие корпоративных культур двух сливающихся компаний

Завершенную сделку по покупке «Магнитом» «Азбуки вкуса» можно рассматривать не только как важнейшую новость на российском рынке M&A в мае 2025 года, но и в более широком контексте — в рамках разговора о классической динамике развития бизнеса.

По мере роста той или иной отрасли она неизбежно входит в этап консолидации, когда крупнейшие игроки увеличивают свою долю за счет поглощений более мелких и выхода в новые сегменты, где органический рост для них уже затруднителен. Умение эффективно интегрировать приобретаемые компании является ключевым конкурентным преимуществом на развитых рынках. При этом многие сделки по слияниям и поглощениям оказываются неуспешными — в частности, из-за различий в корпоративных культурах и неэффективно выстроенных процессов интеграции приобретаемых активов. В таких случаях акционерная стоимость может снижаться, а купленные компании — терять рыночные позиции. Верно и обратное — умение реализовывать «родительское» преимущество помогает покупателю не только развивать приобретенный актив, но и переносить его конкурентные преимущества на свой основной бизнес.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Неизбежная консолидация

Большинство отраслей экономики проходят схожие этапы своего развития, выражаемые в так называемой S-кривой, отражающей динамику совокупной рыночной доли ключевых игроков отрасли или индекса концентрации (concentration ratio). Многочисленные исследования выделяют четыре основных этапа развития, на основании которых можно прогнозировать динамику практически любой отрасли: начальная стадия, когда совокупная доля рынка трех основных игроков (CR3) снижается с ~30% до 10–15%, стадия роста — CR3 возвращается к 30–40%, стадия специализации — CR3 растет до 60–70%, и стадия равновесия и альянсов — CR3 достигает своего максимума в районе ~80% и начинает плавное снижение по мере стагнации отрасли.

 

Если посмотреть на отрасль организованной розничной торговли в России, то доля двух крупнейших игроков составляет порядка 25–30%, что предполагает дальнейший процесс консолидации вокруг основных игроков. Общий динамичный рост розничного рынка на 15% в 2024 году также предполагает новые сделки по слияниям и поглощениям — в рамках поиска крупнейшими игроками ниш и точек роста. И в этом контексте ключевым становится вопрос успешности сделок и эффективной интеграции приобретаемых компаний.

Синергия при M&A — ожидания и реальность

В рамках большинства сделок по слияниям и поглощениям ключевым является вопрос синергии между объединяющимися компаниями. Зачастую этот эффект закладывается в стоимость сделки. Но на практике ожидания часто оказываются завышенными. 

 

В качестве примеров сделок, не реализовавших ожидания акционеров и менеджмента, можно привести слияние Daimler и Chrysler в 1998 году или покупку Time Warner корпорацией AT&T в 2018 году. В первом случае противоречия в корпоративных культурах и производственных процессах в итоге привели к списанию порядка $28 млрд. Во втором ожидания также не оправдались, через четыре года после сделки приобретенная компания была продана с оцениваемыми потерями акционеров AT&T в $47 млрд.

Более успешная история — приобретение «Магнитом» сети «Дикси». Тщательно проработанные сделка и процесс интеграции, а также частичное сохранение бренда «Дикси» позволили покупателю добиться синергии в области закупок и логистики. Положительную роль сыграли схожие рыночные сегменты и продуктовые предложения участников сделки.

Таким образом, в рамках слияний компаний из одной отрасли ключевым вопросом становится способность покупателя эффективно интегрировать приобретенный актив, получить эффект за счет увеличивающихся масштаба и диверсифицированности бизнеса, а также за счет переноса отдельных компетенций приобретаемой компании на свою основную деятельность. 

 

Концепция «родительского преимущества»

Успешность сделок M&A между профильными игроками во многом зависит от того, насколько компания-покупатель сможет стать «эффективным родителем» для своего нового актива. Привнесение в компанию технологий, которыми она не располагала ранее, открытие для нее новых рынков, предоставление более низких закупочных цен и оптимизация логистических и прочих процессов за счет своего масштаба — все это может повысить эффективность приобретенной компании и, в конечном итоге, ее стоимость, а заодно и стоимость компании-покупателя. Если вернуться к сделке «Магнита» и «Азбуки вкуса», то в этой паре «Магнит» обладает мощными логистическими и закупочными ресурсами, выстроенными процессами управления большими данными, у него хорошо налажена работа с персоналом — все это может быть перенесено на «Азбуку вкуса» и способно обеспечить компании дополнительный рост и повышение эффективности. Покупатель, со своей стороны, может выявить и использовать в своем основном бизнесе уникальные наработки приобретаемой компании, в данном случае — компетенции «Азбуки вкуса» в быстрорастущем сегменте готовой еды. 

В качестве примера эффективной реализации «родительского преимущества» можно привести корпорацию Moët Hennessy Louis Vuitton SE (LVMH). У нее получается повышать стоимость и общую эффективность брендов, входящих в ее портфель, за счет предоставления компетенций в области креатива, глобального маркетинга и географической экспансии, высочайшего контроля качества и повышения эффективности производства и сбыта. Такие бренды, как Tiffany&Co, Off-White и другие получили доступ к технологиям, успешные коллаборации и выход на новые рынки. При этом важно, что LVMH проявляет себя как хороший «родитель», помогающий дочерним компаниям развиваться, но не навязывающий им правила, которые могут подавить их уникальность и конкурентные преимущества.

Но когда у покупателя не получается создать дополнительную стоимость для приобретенной компании, успех сделки начинает вызывать вопросы. Классическим примером здесь является приобретение компанией P&G бизнеса Gillette за $57 млрд в 2005 году. Несмотря на расширение линейки брендов и географии поставок, оптимизацию логистики и дистрибуции, за восемь лет после сделки доля Gillette на рынке сократилась с 70% до 54%. Одним из факторов этой и ряда других неудач стали существенные различия в корпоративных культурах компаний. P&G знаменита своими маркетинговыми компетенциями, в то время как Gillette делала ставку на свою инженерную культуру, нацеленную на инновации. Таким образом, «родительские» компетенции P&G не помогли приобретенной компании и, более того, привели к негативным последствиям.

Еще одним известным примером приобретения премиального бренда массовым игроком является сделка 2010 года между Kraft Foods и Cadbury объемом $19,5 млрд. Kraft Foods хотел выйти в премиальный сегмент и усилить позиции в Европе и Азии. При этом культура компании, основанная на оптимизации издержек, вошла в конфликт с культурой Cadbury, нацеленной на максимальное качество для готовой за это платить аудитории. Компания столкнулась с жалобами потребителей на изменение рецептов отдельных продуктов, например, Cadbury Dairy Milk, и замену масла какао-бобов на пальмовое. Данный пример показывает, как потенциально «неправильный родитель» может привести к потере приобретенной компанией своих рыночных позиций и общей стоимости. 

Как справиться с портфелем

В завершение хотелось бы вспомнить об амбидекстрии. В обычной жизни этот навык предполагает одинаково хорошее владение правой и левой руками, но в бизнесе одним из смыслов, вкладываемых в данный термин, является умение применять различные управленческие подходы к различными активам в рамках общего корпоративного портфеля. Корпорация, в портфель которой входят существенно различающиеся по своим ценностным предложениям (CVP — customer value proposition) компании, должна уметь управлять ими в зависимости от их стадии развития, бизнес-модели, корпоративной культуры. 

 

Например, логистические и закупочные ресурсы «Магнита» способны придать импульс бизнесу «Азбуки вкуса», повысить его эффективность и облегчить выход на новые региональные рынки. Бизнес готовой еды, а также наработки «Азбуки вкуса» по работе в премиальном сегменте способны, в свою очередь, помочь «Магниту» в его основном бизнесе — особенно на фоне конкурентной борьбы с X5 и премиализации сегмента мягких дискаунтеров. Не стоит забывать о борьбе классической розницы с агрессивно растущими маркетплейсами и сервисами доставки, из-за которой особенно актуальным становится уникальное предложение, объединяющее магазин, готовую еду и кафетерии. При этом критически важно сохранить ключевые компетенции «Азбуки вкуса» как ключевого игрока в премиальном сегменте. Таким образом, навыки амбидекстрии и способность стать «эффективным родителем» являются ключевыми факторами успеха как в данной сделке, так и во многих других.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+