К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Нужны консультанты: как меняются институты корпоративного управления в России

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Советы директоров в российских компаниях за последние годы сильно изменились: из устойчивых и масштабных институтов с международным участием они превратились в относительно небольшие структуры. Последняя тенденция — органы корпоративного управления возвращаются, но уже в обновленном виде. Почему они необходимы российским компаниям больше, чем когда-либо, объясняет управляющий партнер, глава практики «Корпоративное управление» консалтинговой компании Ward Howell Георгий Абдушелишвили

Учитывая поздний старт капитализма в России, страна в первой четверти XXI века проделала огромный путь в вопросах корпоративного управления. В 2010–2020 годах она занимала по этому показателю второе–третье место среди стран БРИКС — выше Бразилии и Китая. Высокое место было у России и по качеству защиты миноритарных акционеров, индексу прозрачности корпоративных операций. А кодекс корпоративного управления, написанный ЦБ, считался одним из лучших в мире. Конечно, использовать или не использовать этот кодекс, каждая компания решала сама, но многие крупные игроки стали достойными примерами внедрения лучших стандартов.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Обедневшие советы

После 2022 года многие иностранные компании из России ушли. Ушли по-разному, наиболее распространенный вариант — передали активы в управление российскому менеджменту. Во многих бизнесах в условиях беспрецедентного кризиса стратегическое и оперативное управление взяли на себя сами акционеры. Опасаясь санкций, уехали иностранцы, работавшие ранее в советах директоров российских компаний.

Выбывших высокопрофессиональных членов советов директоров (СД) приходилось заменять менее опытными. Но, как правило, просто сокращали численность СД. Советы, раньше включавшие 10–12 человек, стали собираться в составе трех-четырех. Государство на тот момент даже вынуждено было временно смягчить требования к минимальному числу членов совета. 

 

Все это, безусловно, имело негативные последствия для бизнеса. Совет директоров — это институт, который находится между собственником и управленцем. Его роль — постоянный и вдумчивый поиск баланса между интересами акционеров и наемных менеджеров. У обеих сторон свои цели, нередко они различаются. Фаундеры хотят стабильности и роста, миноритарные акционеры — дивидендов, а менеджмент — быстрых результатов, видимой эффективности и бонусов. Совет призван уравновесить интересы этих групп. 

Поэтому в состав классических советов директоров всегда входят представители акционеров, представители топ-менеджмента (как правило, СЕО), но главное и непременное условие — большую часть совета составляют независимые директора, люди, которые уже состоялись, сами когда-то управляли компаниями, выходили на глобальные рынки, переживали кризисы и трансформации, но при этом они не зависят от интересов конкретных акционеров или менеджмента. Если таких людей в совете большинство, то есть основания доверять такой компании.

 

Когда заказчики обращались к нам в поиске членов СД, мы каждый раз искали человека, который мог бы закрыть одну из необходимых компетенций — отраслевой или глобальный опыт, цифровизация, финансы, антикризисное управление. Сокращение составов СД до трех-четырех человек произошло именно за счет независимых членов и за счет их компетенций, а стало быть, советы потеряли возможность качественно выполнять функцию самостоятельного консультативного органа.

Низкая эффективность советов директоров неизбежно сказывается на деятельности компании. И дело вовсе не в том, что менеджмент теряет мотивацию или допускает ошибки. Руководители, оказавшись во временной или постоянной роли акционеров, конечно, хотят сохранить и развивать бизнес. Но сегодня ни один в мире СЕО, даже самый талантливый, не может сказать, как надо. Потому что скорость изменений и в России, и на глобальных рынках космическая — в такой ситуации бизнес не находился еще никогда. 

В поисках утраченного баланса

Для большинства компаний уже прошло время, когда акционеры единолично принимали быстрые антикризисные решения и замораживали работу советов директоров. Российский бизнес начал понимать, что нужны не пожарные меры, а новые стратегии. Это становится основанием для восстановления былого значения советов. 

 

Вторая причина, почему это происходит, — в кризис всегда обостряются противоречия и даже конфликты акционеров и топ-менеджеров, и наиболее разумные компании всячески стремятся сохранить и усилить СД, чтобы не дать этим разногласиям нанести ущерб бизнесу.

Третья — это волна IPO. Российский фондовый рынок дает новые возможности для привлечения капитала, компании этим активно пользуются. В 2024 году количество IPO на российском рынке стало рекордным за последние 17 лет, активно рос в последние три года и рынок пре-IPO. Готовясь к выходу на биржу, компании стараются стать прозрачнее. Это не просто увеличивает объемы привлечения капитала, что особенно важно в условиях высокой ставки, — институциональные инвесторы просто отказываются иметь дело с компаниями, где корпоративное управление является слабым звеном.

И четвертая — в России появилось множество новых людей и новых бизнесов. Если раньше мы думали, что вся система уже сложилась — мы знали компании, которые производят продукты, одежду, знали энергетиков, нефтяников, фармацевтов и банки, — то теперь  на арене появляются совершенно другие имена и названия. И всем им нужно ответить на вопрос: а как управлять? Именно поэтому появился запрос на работающие и устойчивые органы корпоративного управления.

Все это не означает возврата к прежним формам. Напротив, мы видим переосмысление роли совета директоров. Можно сказать, что временный откат в развитии этого института был в чем-то полезен: сегодня никто не заводит совет, потому что так принято. Все понимают, что это инвестиция, и она должна работать. В совете директоров заседают высокооплачиваемые специалисты, которые не только обладают наработанными компетенциями, но и должны располагать временем, чтобы изучить ситуацию в компании. Только инвестируя в профессионализацию советов, компании могут получить сначала выживаемость, а потом и конкурентное преимущество. Поэтому запрос на расширение или формирование советов директоров за последний год вырос в полтора раза. Частично нам удается вернуть директоров из Европы, но большую их часть заменяют российские бизнесмены и профессионалы из Турции, ОАЭ, Индии. 

Совет на вырост

Кроме того, мы видим еще более существенный рост запроса бизнеса на новый инструмент стратегического управления — Advisory Boards — консультативные советы без формальных полномочий. Это более гибкий, адаптивный и динамичный вариант, он хорошо подходит малому и среднему бизнесу, технологическим стартапам, которым важно привлечение компетентных людей из отрасли. Интервью с экспертами в рамках нашего недавнего исследования, посвященного развитию института Advisory Boards, подтвердили, что запрос на разные форматы таких советов вырос на 60-70%. Одна из наших респондентов, предприниматель в сфере маркетинга, объяснила свою потребность так: «Иногда у меня бывают проблемные вопросы или есть ситуация, которая может обернуться кризисом, и тогда мне надо с кем-то посоветоваться. У нас есть чаты, где мы общаемся с коллегами из других компаний — профессионалами индустрии, и я тогда пишу в чат: «Друзья, у кого будет 30 минут созвониться помочь мне с таким-то вопросом?». Люди не отказывают, а в следующий раз я буду готова кому-то помочь».

 

Думаю, что такой запрос знаком многим предпринимателям. Форматы консультативных советов могут быть разными. На одном конце спектра, как в приведенном примере, — группы экспертов, привлекаемые
 на нерегулярной основе для обсуждения конкретных стратегических вопросов, такие советы используют 19% опрошенных нами компаний. На другом конце — квазикорпоративные органы с регламентированными процедурами работы, фиксированным составом участников, календарем регулярных заседаний и формализованной системой вознаграждения (15% респондентов). Большинство же компаний прибегают к помощи классических Аdvisory Board без совета директоров (47% опрошенных), а еще 19% имеют в управлении и консультативный совет, и СД. 

Консультативный совет — это орган с облегченными полномочиями и ответственностью, который позволяет привлекать разностороннюю внешнюю экспертизу под стратегические или точечные бизнес-задачи и не перегружать управленческую структуру компании. А для многих бизнесов такие советы становятся промежуточной стадией между единоличным управлением собственника или СЕО и полноценным советом директоров. 

Корпоративное управление в России вступает в новую фазу — это не возврат к старой модели, а формирование новой, более прагматичной, адаптивной и ориентированной на результат. Настоящее обновление корпоративных институтов — условие выживания и роста в среде, где ошибка в управлении может стоить слишком дорого.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+