К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Момент выбора: почему США могут отказаться от роли посредника между Москвой и Киевом

Фото Roberto Schmidt / Getty Images
Фото Roberto Schmidt / Getty Images
На фоне нежелания России и Украины идти на уступки друг другу, в Вашингтоне, как считает эксперт-международник Игорь Зевелев, складывается коалиция, выступающая за ограничение военной помощи Киеву, усиление санкционного давления на Москву со стороны Конгресса и перевод конфликта в разряд одной из локальных проблем, не требующей постоянного внимания

По мере того как становится очевиден тупик в переговорах между Россией и Украиной, перед президентом США Дональдом Трампом встает вопрос: что делать дальше? У него есть как минимум два варианта действий: поддержать большинство сенаторов и одобрить проект закона о «сокрушительных» санкциях против России или постепенно самоустраниться от роли посредника и миротворца, но по возможности сделать это без резкого усиления экономического давления на Россию. Судя по всему, Трамп склоняется ко второму варианту. 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Цена помощи

Уникальность ситуации заключается в том, что попытки американского посредничества до сих пор происходили на фоне продолжения военной помощи и предоставления разведданных Киеву. В апреле 2024 года президент Джо Байден подписал закон, предусматривающий выделение Украине пакета военной помощи на общую сумму $61 млрд. Поставки были запланированы на 2025-й, 2026-й и, возможно, 2027 год. Степень выполнения этих контрактов остается засекреченной. В начале марта 2025 года, из-за публичной перепалки Трампа с украинским президентом Владимиром Зеленским, США приостановили помощь, но возобновили ее через несколько дней, после извинений Зеленского.

Поддержка со стороны США включает в себя не только поставки вооружений, но и обучение солдат и офицеров ВСУ. Кроме того, Вашингтон, судя по всему, продолжает делиться с Украиной различной разведывательной информацией, как тактического, так и стратегического характера. Это и спутниковые снимки, и данные сигнальной разведки (Signal Intelligence, SIGINT), то есть перехват телефонных разговоров, радиосигналов и интернет-трафика, и, возможно, данные, полученные от агентов и информаторов (Human intelligence, HUMINT), которые помогают Украине отслеживать перемещения российских войск, пуски ракет и другие военные операции. Вероятно, что США продолжают помогать и по линии геопространственной разведки в реальном времени, что может помочь в нацеливании на российские позиции. 

 

В случае дистанцирования Вашингтона от конфликта, что на сегодняшний день выглядит весьма вероятным, ситуация с военной помощью может развиваться по нескольким вариантам. Причем при выборе того или иного плана действий Трамп будет руководствоваться в основном внутриполитическими соображениями. Для значительной части его ядерного электората вопрос об Украине интересен только с точки зрения сокращения расходов федерального правительства и недопущения роста цен на энергоресурсы. Такой взгляд транслируется сенаторами и конгрессменами-трампистами. Для них оптимален вариант отстранения Вашингтона от конфликта и прекращения или, по крайней мере, ограничения военной помощи Киеву.

Более традиционная часть республиканского истеблишмента сохраняет амбиции касательно глобального лидерства и ослабления держав-конкурентов. Для них был бы предпочтителен вариант введения новых санкций и продолжения военной помощи. В этом они смыкаются со многими представителями Демократической партии, которые, впрочем, все еще деморализованы после сокрушительного поражения в 2024 году, и многим из них не до Украины. Тем не менее в Вашингтоне растет понимание того, что поддержка Киева слишком дорого обходится и не приносит желаемого результата, и настроения в пользу того, что «пора умывать руки», усиливаются. Эти взгляды разделяют и многие в Пентагоне: военные крайне обеспокоены истощением запасов вооружений, особенно средств ПВО, которые очень трудно восстанавливать. В Вашингтоне все больше фокусируются на Китае как главной угрозе национальным интересам и считают, что нельзя отвлекать ресурсы, необходимые в Азии, на конфликт, которым должна заниматься Европа. 

 

Европейские лидеры, в свою очередь, хотели бы, чтобы Вашингтон усилил санкционный режим в отношении России и продолжал бы оказывать военную помощь Киеву в полном объеме. Однако к их мнению и пожеланиям администрация Трампа не особо прислушивается. Министр обороны Пит Хегсет не принял участия в очередной встрече в формате «Рамштайн», хотя во времена Байдена США играли ключевую роль в этих регулярных консультациях по координации военной помощи Украине с участием министров обороны и высокопоставленных военных чиновников союзных стран. 

Локализация проблемы

Уменьшение вовлеченности Вашингтона в конфликт на Украине приведет к уменьшению риска его эскалации, в том числе ненамеренной, до уровня открытой военной конфронтации между США и Россией. С точки зрения глобальной безопасности, это будет затяжным региональным конфликтом, важным для его непосредственных участников и для части стран Европы, но не рассматриваемом в Вашингтоне как угроза национальным интересам. Это соответствовало бы основополагающим внешнеполитическим взглядам Трампа: в идеале он хотел бы остановить конфликт, но если не получается, то надо изолировать от нее свои стратегические цели.                   

Администрация Трампа ставит суверенитет США превыше всего и рассматривает американские интересы через призму благосостояния и безопасности американцев, игнорируя, если необходимо, интересы союзников и партнеров. Такой подход радикально отличается от взглядов членов команды Байдена, которые утверждали, что интересы союзников — или даже партнеров, таких как Украина — фактически синонимичны интересам США, и не должно быть различий между ними. Демократы считали, что укрепление союзов и коалиций обеспечивало лидирующую роль США в мире. Для Трампа же главное — «Америка прежде всего» (America First). 

 

Таким образом, роль США в конфликте на Украине и в его мирном урегулировании будет определяться взаимодействием трех процессов: продолжением в какой-то форме посреднических функций, возможным некоторым усилением санкционного давления и растущей оппозицией к продолжению широкомасштабной военной помощи. В каждом из процессов участвуют разные политические и бюрократические акторы, руководствующиеся разными картинами мира и интересами. Практически ни для кого из них конфликт на Украине не является главным вызовом национальной безопасности. Есть все основания считать, что в настоящее время складывается коалиция, выступающая за относительное ограничение военной помощи, усиление санкционного давления на Москву со стороны Конгресса и перевод конфликта в разряд одной из локальных проблем, не требующей постоянного внимания и концентрации усилий аппарата национальной безопасности. К активной посреднической и миротворческой функции, включая разработку американского мирного плана, Трамп может вернуться позже, когда все стороны конфликта будут к этому готовы.    

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+