Миссия вне закона: почему Дональд Трамп сокращает бюджет NASA

В конце мая Белый дом объявил о серьезном сокращении бюджета NASA на 2026 год: $18,8 млрд вместо $24,8 млрд в 2025-м. Снижение финансирования на 25% потребует закрытия около 40 текущих и перспективных программ, а также увольнения около 30% сотрудников NASA. Столь резкий маневр можно было бы попытаться объяснить предвыборными обещаниями президента США уменьшить бюджетный дефицит. Однако, урезав расходы NASA, Дональд Трамп отправил в Конгресс «Большой прекрасный билль» — проект федерального бюджета, который в целом предусматривает увеличение госдолга на $2,5 трлн за 10 лет. Это даже вызвало ссору между Дональдом Трампом и Илоном Маском, который во главе агентства DOGE как раз отвечал за экономию бюджета.
Сейчас именно эти двое — самые влиятельные фигуры в деле возвращения человека на Луну и высадки на Марс. Но не все помнят, что лунную программу «Артемида» запустил сам Дональд Трамп в 2017 году. С тех пор и Трамп, и Джо Байден каждый год только увеличивали бюджет NASA, чтобы быстрее достичь Луны. Почему же произошел разворот?
На Луну только раз
Как раз программы пилотируемых миссий на Луну и Марс не попали под нож и даже должны получить дополнительное финансирование. На это направление в 2026 году запланировано $8,3 млрд, на 8% больше, чем в 2025 году, в том числе около $1 млрд собираются потратить на исследования проблем высадки человека на Марсе.
Получается, президент США идет по следам Никиты Хрущева, который в 1964 году решил — «Луну американцам не отдавать» — и выделил полноценное финансирование на советскую лунную программу. Но было уже слишком поздно — СССР на Луну человека так и не высадил. Сейчас Трамп не хочет пропускать вперед китайцев. Но у США свои проблемы: программа «Артемида» уже поглотила $93 млрд, более половины стоимости программы «Аполлон» (с учетом инфляции). Но сроки все равно плывут: первоначально высадка на Луну планировалась на 2024 год — это было бы как раз окончание второго срока Трампа. Теперь же высадка намечена на 2027 год, но скорее всего и эта дата сдвинется дальше.
В итоге терпение Трампа лопнуло, в текущем проекте бюджета он предлагает закрыть программу «Артемида» после третьей миссии вместо десяти запланированных. Фактически он предлагает оставить только первую высадку человека на Луну, но не строить ни постоянную базу, ни окололунную станцию Gateway. И президента можно понять: на лунную программу затрачено уже около $80 млрд, но из ракет построена только первая версия SLS, корабль Orion испытывает проблемы с термозащитным слоем, скафандров нет, посадочный корабль не готов. Высадиться на Луне раньше китайцев необходимо любой ценой, чтобы поддержать престиж нации, а вот дальнейшие расходы лучше потратить на Марс. Красная планета — отличная пиар-цель.
Вячеслав Турышев, ведущий научный сотрудник Лаборатории реактивного движения NASA, профессор Университета Калифорнии, в беседе с автором этой колонки отметил, что сокращение бюджета формально пытаются объяснить стремлением Белого дома закрыть «финансово неустойчивые» проекты. Но неизвестны критерии, по которым выносится такой вердикт. Планируется прекратить десятки совершенно разных проектов: от миссий по исследованию Земли до аппаратов для изучения глубокого космоса. В результате может быть сокращено 5500 рабочих мест, что будет «реальным ударом по научным коллективам и их компетенциям». Ученый подытоживает: «Чистку» бюджета администрация объясняет стремлением сконцентрировать ресурсы на демонстрации «лидерства» в пилотируемой космонавтике. Но непрозрачность критериев, массовые увольнения и внутриполитические споры вокруг «Артемиды» и руководства агентства порождают серьезные вопросы о долгосрочной стратегии NASA».
Программы под нож
Можно понять, почему вдвое сокращен бюджет статьи «Науки о Земле» — до $1 млрд вместо привычных $2 млрд. Еще в первое президентство Трамп срезал финансирование этого направления: он принципиальный противник концепции глобального потепления. Снижение выбросов углекислого газа и переход на возобновляемые источники энергии требует существенных затрат, которые приходится нести производственному сектору. Отказываясь бороться с глобальным потеплением, Трамп экономит миллиарды долларов промышленникам — спонсорам его президентской кампании и политической партии республиканцев.
Но глобальные сокращения в остальных сферах просто необъяснимы. Похоже, что под сокращение идет все, что не может дать пиар-эффекта. Например, финансирование привлечения молодежи к обучению в сфере STEM (технологии, инжиниринг и математика) сокращено со $143 млн до нуля. Соцсети NASA для всего мира были примером того, как надо популяризировать науку, а теперь они идут под нож — многие аккаунты в соцсетях уже закрываются, более 60% сотрудников будут уволены или отправлены на пенсию до конца финансового 2025 года (28 сентября).
Если экономию на новых запусках можно хоть как-то объяснить (хотя многие аппараты уже в процессе производства), то выход из передовых проектов — таких как межпланетный зонд New Horizons — самый дальний работающий в Солнечной системе космический аппарат с камерой, или прекращение работы спутников на орбите Марса и Юпитера — все это выглядит сдачей работающего автомобиля на металлолом.
Предлагаемый бюджет NASA будет минимальным как минимум за последние 40 лет, но тогда перед агентством не было глобальных задач по высадке на Луну и Марс! Это похоже на войну с Гарвардским университетом, хотя сотрудники NASA не были замечены в активном участии в политике.
Александр Короткевич, профессор Сколтеха, напоминает, что рубить бюджет NASA начала еще администрация Байдена. Например, около 400 сотрудников уволили из Лаборатории реактивного движения. Он связывает это с завышенными ожиданиями от передачи ряда задач частникам — была иллюзия, что они все сделают быстрее и дешевле NASA. К тому же правительству не нравилось, что бюджеты многих миссий требовали кратного увеличения. Показателен пример с программой доставки грунта с Марса Mars Sample Return, оценка которой выросла с $4 млрд до $11 млрд. Короткевич надеется, что часть программ будут возвращены в процессе торга, но заключает: «С точки зрения науки прекращение уже запущенных и тем более успешных миссий (например OSIRIS-APEX, космические телескопы Chandra и Fermi) — это какое-то варварство на уровне разрушения исторических памятников. Более того, большие средства уже вложены — разработка, производство, запуск — и сейчас идут затраты только на контроль миссии и обработку результатов. Видимо, дело в том, что в случае успешного завершения как минимум на часть заслуг сможет претендовать предыдущая администрация, которая эти миссии запустила, а объяснить важность наблюдений в рентгеновских и гамма-лучах сложно».
Стадия торга
При утверждении в Конгрессе бюджет может быть скорректирован. Интересно, что в предыдущие годы Конгресс, как правило, увеличивал финансирование NASA относительно первоначальной заявки. Хотя в политической плоскости республиканцы и демократы могли воевать насмерть, но никто в здравом уме не взял бы на себя ответственность сказать: «Давайте порежем бюджет космического агентства и отдадим Луну китайцам».
И в этом году есть попытка увеличить бюджет. Сенатор-республиканец Тед Круз от штата Техас предложил выделить NASA дополнительные $10 млрд. Эти расходы распределялись бы до 2032 года, но большая часть из них может попасть уже в бюджет 2026-го. Круз предлагает вернуть лунные миссии «Артемида-4» и «Артемида-5», а также марсианский спутник связи за $700 млн. Такие поправки укладываются в логику сокращенного бюджета NASA: все силы на Луну и Марс. Дополнительные же миссии потребуют создания двух ракет SLS, кораблей Orion и лунной станции Gateway, большая часть работ — а значит и бюджета — достанется техасским компаниям. А вот в защиту сокращаемых научных миссий никто в Конгрессе пока не высказался.
Кто кроме Маска?
Кто выиграет от передела бюджета, если он останется плюс-минус в предложенном объеме? В первую очередь это Дональд Трамп, который сможет сказать, что сэкономил стране почти $6 млрд ежегодно. Вторым выигравшим должен был оказаться Илон Маск, компания SpaceX которого имеет и ракеты, и корабли, и опыт новых разработок для полетов на Луну и Марс. Например, сейчас все пилотируемые пуски NASA осуществляются кораблями SpaceX Dragon, а альтернативный корабль Starliner погряз в переделках и принес Boeing уже более $1 млрд расходов.
После онлайн-ссоры Маска и Трампа NASA и Пентагон пытаются найти альтернативу SpaceX, на ракеты которой сейчас приходится более 90% запусков США. Но, например, у Rocket Lab до сих пор есть только сверхлегкая ракета Electron, непригодная для серьезных военных или межпланетных миссий. Компании ULA и Blue Origin только налаживают регулярные запуски своих новых ракет Vulcan и New Glenn соответственно. Если в области отдельных космических аппаратов и запусков эти игроки смогут в скором времени конкурировать со SpaceX, то ни в спутниковых созвездиях, ни в разработке пилотируемых аппаратов опыта, подобного компании Маска, в США ни у кого больше нет.
Для военных задач, в первую очередь для строительства системы ПРО «Золотой купол», возможно, хватит текущих технологий SpaceX. Это значит, что правительство США может рискнуть и отстранить непредсказуемого Маска от управления компанией — прецеденты были. Например, ради интересов национальной безопасности США со своими космическими стартапами пришлось расстаться россиянину Михаилу Кокоричу и украинцу Максиму Полякову. Возможно, Blue Origin Джеффа Безоса сможет разработать лунный посадочный модуль для высадки людей на Луну. SpaceX тоже вряд ли успеет к назначенному сроку — 2027 году.
Однако трудно предположить, что какая-то еще компания в США кроме SpaceX обладает опытом быстрых и революционных разработок. И если поддерживать текущую номенклатуру, пожалуй, сможет и генеральный директор Гвинн Шотвелл, то мотором для новых разработок, похоже, является сам Илон Маск. Как опытный руководитель он угадывает тот предел, которого можно достичь в приемлемые сроки.
Если США не хочет отстать от китайцев или обращаться за помощью к России в деле возвращения человека на Луну и первой высадки на Марс, то, похоже, стоит смириться с буйным нравом Илона Маска. Тем более что он уже пытается извиниться перед президентом США. А вот если последствия ссоры преодолеть не получится и не удастся найти альтернативу SpaceX в организации полетов на Луну и Марс, то Трамп привычно заметет эти проекты под ковер и обратит внимание аудитории на что-то другое.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора