Защита прибыли: как Россия планирует адаптироваться к глобальной налоговой реформе

В конце мая Минфин опубликовал для обсуждения законопроект о введении в России локального минимального налога к доплате — аналога одного из механизмов глобальной налоговой реформы Pillar 2. Изменения могут вступить в силу уже с 2026 года.
Наднациональные правила Pillar 2, разработанные ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития включает 38 стран-участниц. — Forbes), предполагают подтягивание низких налоговых ставок, установленных в отдельных странах для мультинациональных корпораций, до минимального уровня в 15%. В 2021 году Минфин ожидал, что присоединение России к глобальной инициативе поможет побороть «самые вопиющие и активно применяемые инструменты налоговой оптимизации» и принесет в бюджет «десятки миллиардов рублей ежегодно».
Но после 2022 года ОЭСР прекратила сотрудничество с Россией, и велик риск, что российское регулирование не признают «квалифицированным», то есть соответствующим глобальным правилам. Поэтому Минфин сейчас стремится хотя бы избежать уплаты налога с российской налоговой базы в бюджеты других стран. Дело в том, что хотя стандартная ставка налога на прибыль в России 25%, за счет различных льгот эффективная ставка налога для некоторых компаний может быть ниже 15%.
Как устроена налоговая реформа от ОЭСР
Возможность введения локального минимального налога к доплате установлена Pillar 2 — это правила, которые разработала ОЭСР в рамках плана BEPS 2.0. (Base Erosion and Profit Shifting) по борьбе с выводом налогооблагаемой прибыли из стран с высокими налогами в страны с низкими.
На первом этапе реализации BEPS в 2012–2016 годах были, в частности, разработаны меры против злоупотреблений льготами по соглашениям об избежании двойного налогообложения (СИДН) и против искусственного отказа от создания постоянного представительства компаний. Эти меры нашли отражение в Многосторонней конвенции по противодействию размыванию налоговой базы (MLI), которую ратифицировали многие страны, в том числе и Россия — в 2019 году. MLI усложнила применение налоговых льгот по СИДН. Теперь для их применения необходимо доказать, что встраивание иностранной компании в структуру не преследовало в качестве одной из основных целей получение льготы.
На втором этапе, в 2019–2021 годах, был предложен Pillar 2 — глобальная инициатива по введению минимального корпоративного налога в размере 15%. ОЭСР разработала Модельные правила, которые дополнены административными указаниями и введены в действие в рамках директив и локальных законодательных актов.
Эти правила крайне сложны и объемны. Суть в том, что если эффективная ставка налогообложения по юрисдикции, в которой действует мультинациональная корпорация, составляет менее 15%, то разницу между такой ставкой и 15% необходимо доплатить, при этом не важно, введены ли правила Pillar 2 в такой юрисдикции или нет.
Выбор юрисдикции
Но возникает вопрос: бюджету какой страны достанется дополнительный налог? Предусматривается несколько вариантов.
- Налог (разница) уплачивается в юрисдикции конечной материнской компании (или на уровне промежуточной материнской компании), если в стране ее налогового резидентства введены правила IIR (Income Inclusion Rule) — одного из трех правил Pillar 2;
- Налог подлежит доплате на уровне сестринских компаний группы исходя из специальной формулы распределения выплат согласно правилам UTPR (Undertaxed Payment Rule);
- Налог доплачивается в бюджет той юрисдикции, где он составляет менее 15%, при условии, что в ней действует DMTT (Domestic Minimum Top-up Tax). При этом такой налог должен рассчитываться по правилам, аналогичным установленным ОЭСР.
Если механизм расчета DMTT не соответствует стандарту ОЭСР, такой налог не будет признаваться квалифицированным, и соответственно не будет уменьшать сумму налога к доплате, рассчитанного по правилам IIR/UTPR. Тем не менее, возможность его учесть при расчете эффективной ставки налога по юрисдикции должна оставаться.
Для расчета налога к доплате по правилам Pillar 2 надо использовать данные финансового, налогового, кадрового учета, применяя их с учетом многочисленных корректировок.
Внедрение новых правил
Pillar 2 распространяется не на всех, а на международные группы компаний (МГК) с большим ежегодным порогом по выручке — более €750 млн за любые два из последних четырех лет. Но хотя это и значительный показатель, под действие правил попадут сотни международных групп.
При этом предусмотрены переходные положения, которые, в частности, позволяют временно считать эффективную ставку налога на основании данных странового отчета. Это упрощает расчеты в первые годы и дает возможность подготовиться к полноценным расчетам, разработать методологию, бизнес-процессы и отладить информационные системы на будущее.
По данным ФНС, правила Pillar 2 внедрили в национальное законодательство более 50 стран, и география постоянно расширяется. С 2024 года они действуют в странах ЕС, включая Кипр, а также в Великобритании и Турции. Некоторые страны, которые не планируют вводить правила IIR, вводят правила DMTT — например, с 2024 года это правило действует в Швейцарии, а с 2025-го в ОАЭ, Омане и Бахрейне. Гонконг также планирует введение DMTT. А Катар, помимо правила DMTT, с этого года будет применять и правило IIR.
Что предлагает Минфин
«Есть угроза, что с российской налоговой базы будет уплачен налог в другой юрисдикции, если мы не возьмем его у себя. Мы не хотим допустить ситуации, когда в отношении российской налоговой базы налог возьмет другая страна», — подчеркивал на ПМЭФ замглавы Минфина Алексей Сазанов.
Минфин, по сути, предлагает ввести в России аналог одного из правил Pillar 2 — DMTT. Он также должен применяться к международным группам компаний (МГК) с установленным ежегодным порогом по выручке — более €750 млн по данным консолидированной финансовой отчетности. При этом материнская или промежуточная материнская компания такой МГК должна находиться за рубежом, в юрисдикции, которая ввела правила IIR или UTPR.
Если эффективная ставка по налогу на прибыль российской дочки такой МГК составит менее 15%, то в рамках текущей редакции законопроекта предполагается, что для этой компании налог на прибыль будет рассчитан не по стандартным правилам, а по ставке 15%. При расчете эффективной ставки не будут учитываться налог на прибыль от долевого участия в дочерних компаниях.
За счет нововведений Минфин рассчитывает получить 15,8 млрд рублей в 2027 году. Пополнить свой бюджет и избежать доплаты за рубежом стремятся и другие страны, особенно с низкой ставкой корпоративного налога, например ОАЭ (9%), Катар (10%), Бахрейн (0%).
Конечно, в первую очередь изменения потенциально затронут российские дочерние компании, которые применяют локальные налоговые льготы: IT-компании, сельхозпроизводителей, участников свободных экономических зон и инвестпроектов, международные холдинговые компании и др. При этом предполагается, что для участников специальных инвестиционных контрактов (СПИК), соглашений о защите капиталовложений (СЗПК), резидентов территорий опережающего развития (ТОР), особых экономических зон (ОЭЗ), свободного порта Владивосток и международных холдинговых компаний в отношении рассматриваемого налога — по сути повышения налога на прибыль — не будет применяться стабилизационная оговорка, которая как раз и должна защитить такие компании от повышения ставки по данному налогу.
Законопроект Минфина весьма лаконичен, в отличие от многостраничных документов ОЭСР. Расчет предлагаемого российского налога к доплате значительно отличается от правил Pillar 2. Стоит начать с того, что предлагаемый налог считается по каждой российской компании отдельно, а по правилам Pillar 2, эффективная ставка налога и сам налог к доплате считаются по юрисдикции в целом.
Таким образом, ОЭСР вряд ли признает российский налог квалифицированным. Этот риск осознают и в Минфине. В итоге компаниям придется дополнительно потрудиться — считать налог к доплате по правилам Pillar 2 для заполнения декларации и потенциальной уплаты налога за рубежом, и отдельно — по российским правилам. С учетом разных подходов к расчету результат может быть различным, и есть риск, что все-таки придется доплатить налог еще и за рубежом.
При этом Минфин не видит рисков из-за Pillar 2 для международных холдингов с материнской компанией в России. Но есть неопределенность в отношении структур с материнской компанией за рубежом, особенно в недружественных странах. Из-за проблем в обмене финансовой информацией с такими странами Минфин не обладает информацией по группе в целом и не может оценить, какими будут налоговые последствия.
Планируется, что новое законодательство вступит в силу уже с 2026 года в отношении налоговой базы за 2025-й. Сейчас законопроект проходит публичное обсуждение, и хочется верить, что предложения по его доработке будут услышаны и учтены. В частности, и консультанты, и Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) предложили максимально приблизить порядок расчета эффективной налоговой ставки к механике Модельных правил ОЭСР по Pillar 2. Иначе, как отмечается выше, возникнет двойная система учета — по российским и глобальным правилам, что увеличит расходы бизнеса на администрирование.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора