К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дело Карапетяна: почему это не только личный конфликт миллиардера и премьера Армении

Никол Пашинян (Фото Press office of the Government of Armenia)
Никол Пашинян (Фото Press office of the Government of Armenia)
Главным сюжетом внутренней политики Армении стало противостояние между премьером Николом Пашиняном и главой Армянской Апостольской церкви Гарегином II. Ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов считает, что этот конфликт, подобно воронке, вовлекает новых участников. Одним из них и оказался российский миллиардер Самвел Карапетян

Внутриполитическая турбулентность

Решение ереванского суда об аресте главы группы «Ташир» Самвела Карапетяна актуализировало внутриполитическую повестку в Армении. До недавнего времени об армянской политике говорили почти исключительно в контексте неурегулированного конфликта с Азербайджаном. Сейчас Карабахский вопрос кажется закрытым, Баку вкладывает значительные средства в восстановление возвращенных под свой контроль земель, проводит представительные форумы в Ханкенди и в Лачине, но мирное соглашение по-прежнему не подписано, хотя и согласованы все его пункты. Без этого и нормализация отношений Армении с Турцией явно пробуксовывает, хотя заявления о ее исторической значимости регулярно произносятся.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Таким образом, ситуация в Армении и вокруг нее обсуждалась преимущественно в «геополитическом» контексте. И, на первый взгляд, это логично. Главная избирательная кампания пятилетия — парламентская, намечена на 2026 год. И скорее всего, в отличие от двух предыдущих, она пройдет в положенное время. Попытки вотума недоверия правительству Никола Пашиняна ожидаемо проваливаются, так как у оппозиции в Национальном собрании нет достаточного количества голосов. Да и сами оппозиционеры, говоря словами героя советского кино, испытывают друг к другу «большую личную неприязнь». Традиционные партии не собирают массовых акций протеста. Не имеют успеха и попытки «несистемных» общественных деятелей вроде священника Армянской Апостольской церкви (ААЦ) Баграта Галстаняна возглавить антиправительственные выступления. Созданное им движение «Священная борьба» так и не стало эффективной оппозиционной силой.

И вдруг на этом фоне возникает точка турбулентности. Конфликт между главой правительства Николом Пашиняном и предстоятелем (католикосом) ААЦ Гарегином II — не новое явление в армянской политике. Еще в 2021 году на фоне потери Нагорного Карабаха и протестной волны в канун досрочных парламентских выборов католикос призывал к отставке премьера. В мае-июне 2024 года, когда на фоне территориальных уступок Азербайджану возникло движение «Тавуш во имя Родины»,и Гарегин II, и церковные иерархи оказали ему ощутимую поддержку, а «лицом» тогдашних протестов стал один из архиепископов ААЦ.

 

Но сегодня «церковный конфликт» — это не просто история о том, как премьер поссорился с католикосом и не про «черный пиар» в информационной войне, хотя и этого хватает. Новое противостояние подобно воронке, куда вовлекаются новые игроки, создавая новые точки напряжения. У церкви, например, появился такой серьезный сторонник, как 59-летний Самвел Карапетян, миллиардер, глава холдинга «Ташир». И что не менее важно, гражданин России, занимающий 44-е место в рейтинге российских миллиардеров Forbes, — его состояние оценивается в $3,2 млрд. Российское гражданство и влияние Карапетяна автоматически придают событиям международное измерение.

Системные основания конфликта

Когда в апреле 2018 года в стране произошла «бархатная революция», Пашинян взял курс на гомогенизацию внутриполитического пространства. Вехами на этом пути стали уголовные дела в отношении бывших президентов республики Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна, известных бизнесменов и политиков, таких как Гагик Царукян. Было нарушено негласное табу армянской политики, выгодно отличавшей ее от других постсоветских республик, — не трогать предшественников. Ведь до 2018 года все руководители Армении, несмотря на непростые и запутанные личные отношения, политически сосуществовали друг с другом. И даже конкурировали на выборах.

 

Карабахская двухактная катастрофа (2020-2023 годов) еще более усложнила армянскую политическую повестку. Распад «карабахского консенсуса» поставил внутреннюю политику страны в жесткую зависимость от внешнеполитического курса и изменений на международной арене. Свои перспективы правящая партия «Гражданский договор» и лично Пашинян связывают с достижением всеобъемлющего мира на основе идеологии «Реальной Армении». Ее принципы базируются на геополитическом минимализме, отказе от борьбы за Карабах и разрыве с традициями предшественников.  При этом «новый курс» Пашиняна близок к исчерпанию ресурсов. Многие рядовые граждане Армении были бы готовы и к компромиссам, и к уступкам. Но уступки делаются, а мир выглядит, как удаляющийся горизонт. Естественно, никуда не исчезают экономические и социальные проблемы. Как следствие, фрустрация и разочарование во власти.

Это видно по социологическим исследованиям. Рейтинг правящей партии и лично премьера снижается, достигнув исторических минимумов за весь период после «бархатной революции» 2018 года. Однако есть нюанс. Обвал рейтингов провластных сил не ведет к росту популярности оппозиции. У нее дефицит новых людей и новых идей.  Мы можем говорить об армянской внутриполитической аномалии, когда рейтинги власти и оппозиции не растут одновременно. При таком положении дел ААЦ, имеющая репутацию хранительницы национальных традиций, фактически становится альтернативным центром общественно-политической жизни. Да и появление на ее стороне таких фигур, как Самвел Карапетян и его брат Карен, тоже выглядит для властей как дополнительный фактор риска. 

И первые тревожные звонки для правительства уже прозвучали. В конце марта в Армении прошли местные выборы. И в двух муниципалитетах правящая партия проиграла. Один из них — Гюмри, символически важен для Пашиняна, ведь именно отсюда он начал свой победный марш на Ереван в 2018 году. Второй, Паракар, хотя и не велик по числу избирателей, фактически является пригородом Еревана, и итоги голосования там — слепок общественного мнения в столице. 

 

Все это заставляет премьера нервничать и играть на опережение. До выборов еще есть время, но скрытых резервов для подъема популярности не видно. И дефицит ярких лидеров на оппозиционном фланге не спасает от ответов на многие неприятные вопросы. Конвертации территорий в обмен на мир не происходит, а ставки во внутренней игре растут. Нарушение армянского политического табу приводит к радикализации. И Пашинян не может этого не понимать. Вернуться к норме до 2018 года, когда все руководители Армении мирно сосуществовали, уже не получится. В соседней Грузии мы видим нечто похожее, любая ошибка Бидзины Иванишвили чревата не просто смещением его команды, но и масштабной коллективной опалой. И вот здесь сказывается фундаментальная проблема Пашиняна-политика. Блестящий тактик, яркий оратор, умеющий в нужный момент мобилизовать своих сторонников и навязать оппонентам свою игру, он испытывает явные проблемы в стратегии. Иначе вряд ли бы стал на фоне нынешнего ослабления надежного партнера Еревана Ирана и усиления позиций тандема Турция-Азербайджан вести дело к новым спорам и противоречиям с Россией. Ведь Москва ради спасения лица не сможет спустить «дело Карапетяна» на тормозах. 

В итоге и на внутреннем контуре завязываются опасные узелки, ибо поражение на выборах для Пашиняна опасно не только его отставкой, и на внешнем периметре растут явные риски, так как подписание мира с Баку обставляется новыми условиями, а в поисках «нового курса» связи со старыми союзниками разрушаются. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+