
Время потерь
Последние пять лет для компании Intel выдались невероятно тяжелыми. Если в 2021 году стоимость ее акций находилась в диапазоне $50-68, то в 2025 год Intel вошла с ценой в $20 за одну бумагу. Для сравнения, акции Nvidia за тот же период выросли примерно в 13 раз.
Крупнейший игрок на рынке процессоров год за годом теряет позиции: если в I квартале 2021 года компания Intel занимала 80,7% рынка, то по данным за II квартал 2025-го ее доля сократилась до 67,8%. Особенно неудачными получились процессоры Intel 13-го и 14-го поколений, вышедшие на рынок в 2023-2024 годах: покупатели массово жаловались на бракованные чипы. Брак был не единственной проблемой: последние поколения процессоров лишь на несколько процентов превосходили по производительности предыдущие, поэтому потребители не спешили обновлять свои компьютеры.
Не дала ожидаемого эффекта и смена стратегии: Пэт Гелсингер, вступивший в должность главы компании в 2021 году, вскоре объявил об амбициозном плане под названием «IDM 2.0», согласно которому Intel должен был стать крупным глобальным игроком на контрактном рынке чипов и составить конкуренцию TSMC и Samsung. Проблемы в подразделении Intel Foundry, занимающемся изготовлением процессоров для сторонних клиентов, даже привели к иску против Intel со стороны акционеров, которые обвиняли компанию в мошенническом сокрытии проблем, что привело к сокращению рабочих мест и приостановке выплаты дивидендов. 2 августа 2024 года после объявления об увольнении сразу 15 000 сотрудников акции компании упали на 26%, что означало снижение капитализации на $32 млрд.
Сделка с Белым домом
На фоне затянувшегося кризиса появились сообщения о возможном разделении Intel — среди потенциальных покупателей различных подразделений называли таких IT-гигантов, как TSMC, Qualcomm, Broadcom. Однако руководство Intel выбрало другой путь: в конце августа 2025 года было объявлено о сделке с администрацией Дональда Трампа.
За $8,9 млрд компания уступала государству 9,9% акций. Правительство приобрело долю в Intel дешевле ее рыночной стоимости на тот момент, но при этом не получило место в совете директоров, а также доступа к внутренней информации компании.
Кроме того, в последующие пять лет государство имеет право при определенных условиях приобрести еще 5% акций компании по $20 за акцию. В частности, это может произойти, если доля Intel в капитале отвечающей за производство чипов дочерней компании Intel Foundry Services опустится ниже 51%. Таким образом власти США стараются предотвратить возможную продажу контрактного подразделения Intel. Из $8,9 млрд $5,7 млрд будут выделены в рамках «Закона о чипах и науке» (CHIPS and Science Act), призванного стимулировать производство полупроводников в США, а еще $3,2 млрд Intel получит по программе Secure Enclave Минобороны, направленной на производство передовых чипов для военных и разведывательных целей. Ранее Intel уже получил $2,2 млрд государственных субсидий, так что общая «помощь» от властей достигнет $11,1 млрд. Компании, объявившей по итогам 2024 года о чистом убытке в размере $18,8 млрд, такая поддержка явно пригодится.
Частные деньги
Возможность дешево купить акции Intel привлекла и частный капитал: 19 августа японская корпорация Softbank объявила о приобретении пакета стоимостью $2 млрд, по $23 за акцию. Softbank является владельцем крупнейшего проектировщика мобильных процессоров — ARM, а также владеет акциями Nvidia и TSMC, так что заинтересованность японцев в активах главного производителя процессоров не стала сюрпризом.
А вот сделка с Nvidia, которая является прямым конкурентом Intel на рынке потребительских видеокарт, удивила даже экспертов. 18 сентября компании объявили о совместной разработке новых поколений процессоров на архитектуре x86. Ожидается, что это будут CPU для потребительских компьютеров и ноутбуков, которые получат встроенную графику Nvidia. Также Intel по заказу Nvidia должен разработать специализированные серверные x86-процессоры. В рамках сделки Nvidia купит 5% акций Intel за $5 млрд, то есть по той же цене за акцию — $23. Инвесторов новая сделка явно воодушевила, и бумаги Intel взлетели сразу на 33%. Глава Nvidia Дженсен Хуанг сообщил, что переговоры шли около года, а сделка является «невероятной инвестицией».
Соглашение позволит Nvidia получить доступ к серверным процессорам Intel, используемым в том числе и в инфраструктуре систем искусственного интеллекта. Intel явно пригодятся финансы нового партнера, а графическая составляющая Nvidia в потребительских процессорах может помочь в конкуренции с AMD.
Нынешний год принес Intel еще несколько крупных денежных траншей. Так, в апреле компания договорилась о продаже 51% подразделения Altera, занимающегося производством программируемых логических интегральных схем (ПЛИС), частной инвесткомпании Silver Lake за $4,5 млрд. Intel приобрел Altera за $16,7 млрд в 2015 году, так что ретроспективно ту сделку не назовешь успешной. Еще $1 млрд принесли продажи акций дочернего подразделения Mobileye. Но, по всей видимости, этого все еще недостаточно, судя по появившимся в конце сентября сообщениям о том, что Intel обсуждает возможность инвестиций еще и с Apple. На первый взгляд, это странно, ведь Apple уже давно не использует процессоры Intel в своих компьютерах. Однако в августе Apple под давлением Трампа пообещала вложить $600 млрд в развитие производства на территории США и, возможно, инвестиции в Intel помогут частично выполнить это обещание. Так или иначе, на новостях о возможном соглашении акции Intel выросли на 6,4%.
Новый этап
Сделки с Softbank, Nvidia и властями США, о которых было объявлено всего лишь за месяц, настраивают инвесторов на оптимистичный лад. А еще Intel сокращает непрофильные активы, что должно помочь в оптимизации затрат. Но говорить о преодолении кризиса рано. Ключевое подразделение Intel Foundry за последние четыре квартала принесло материнской компании $13,5 млрд убытков. Сама компания заявляет, что на самоокупаемость подразделение выйдет не ранее 2027 года, когда будет внедрена производственная технология Intel 14A. Но придется постараться, чтобы покупатели забыли о проблемах с качеством продуктов Intel последних лет. Сейчас процессорный гигант тратит огромные суммы на исследования и разработки — $16,5 млрд в 2024 году. Это больше, чем Nvidia, AMD и Samsung, что, впрочем, пока не помогает выпускать бестселлеры.
2026 год должен стать очень важным для Intel. Компания пока не сумела извлечь значительной прибыли от ИИ-бума, возможно, будущие совместные проекты с Nvidia ей в этом помогут. Но пока Nvidia не спешит заказывать производство собственных процессоров у новоиспеченного партнера, да и прочие крупные компании не проявили заинтересованности в литейном производстве Intel, отдавая предпочтение проверенным игрокам, вроде TSMC и Samsung. Соглашения последних месяцев позволят Intel сделать передышку, но руководству корпорации предстоит еще очень много работы, чтобы вернуть лидирующие позиции на рынке высоких технологий.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
