К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Приведет ли интернет человечество в Город солнца

фото Diomedia
фото Diomedia
Легенда мировой урбанистики Уильям Митчелл о том, почему технологии сделают человечество счастливее

«Одиночество перед компьютером», «девочка, живущая в сети» — растиражированные цитаты подчеркивают стереотип: цифровая революция разлучает людей, атомизирует общество. В России вышла книга «Я++: Человек, город, сети» (Me++: The Cyborg Self and the Networked City) профессора Массачусетского технологического института, архитектора Уильяма Митчелла, в которой он, легенда мировой урбанистики, оспаривал популярную точку зрения о зловещей роли технологий.

Напротив, благодаря интернету, полагал Митчелл, возникает новое социальное пространство коммуникаций. Митчелл приводил в пример заброшенное кафе в одном из зданий кампуса MIT, которое обрело новую жизнь после того, как туда провели беспроводной интернет.

Написанная в 2003 году книга Уильяма Митчелла «Я++» завершает трилогию (ранее вышли City of Bits и Е-topia). Митчелл не считал себя ни футурологом, ни социологом. Он наблюдатель, фиксирующий новую реальность и критически ее оценивающий. Свою задачу он видел в том, чтобы попытаться ответить на сложные, неоднозначные вопросы, которые ставит перед нами цифровая революция, пока еще не поздно что-то изменить и исправить.

 

От момента передачи Маркони первого радиосигнала в 1903 году и до повсеместного распространения технологий беспроводной передачи данных Митчелл показывает эволюцию сетей, в результате которой стирается граница между материальным и виртуальным (кибернетическим) пространством. Портативные устройства передачи данных уменьшаются, стремясь слиться с одеждой и телом человека и расширяя возможности наших органов чувств. Человек теряет телесность: он может в одно мгновение переместиться на другой конец земного шара, управляя рукой робота или участвуя в совещании по Skype. Мы уже не мыслим своей жизни без ноутбуков и мобильных телефонов, а представители поколения digital-natives (рожденных в цифровую эпоху) осваивают iРad раньше, чем начинают читать и говорить.

Хранилища знаний дематериализуются, перемещаясь в виртуальные пространства. Деньги становятся невидимыми, рисунки — невесомыми, фильмы и фотографии снимаются без пленки. У каждой точки реального пространства появляются свои цифровые дубли, которые переполняются контекстной рекламой, предугадывающей наши предпочтения и интересы. Мир становится глобальной деревней, которую населяют новые кочевники. Митчелл называет их (или уже нас?) «двуногими терминалами», «ходячими IP-адресами», «рассредоточенными в пространстве киборгами».

 

Сеть стирает границы анонимности. Декартовское утверждение «Cogito ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую») сменяется формулой «Я на связи — значит, я существую».

Но цифровая реальность — это не только возможности, но и угрозы. Город, как и сеть, находится перед лицом постоянной угрозы терроризма, вирусной атаки или партизанских действий. Эта угроза тем существеннее, чем больше в городе (или сети) находится разных и незнакомых друг с другом людей. Для поддержания порядка и устойчивости и сети, и города нужны общие этические основания, формирующие сообщества нового типа.

Какой должна быть новая этика и как будет формироваться новая реальность? Митчелл не дает однозначного ответа на эти вопросы. Но он отмечает появление новых сообществ, самоорганизующихся и связанных в единую сеть. Они децентрализованы, и это повышает их устойчивость. Им не нужны лидеры и программа, главное — общие интересы и вектор движения. Чувство всемирной солидарности зимой 2003 года вывело на антивоенные демонстрации против войны в Ираке десятки тысяч людей по всему миру, от Мельбурна до Нью-Йорка и Сан-Франциско. Позже подобные сообщества сыграли свою роль и во время «цветных революций» на постсоветском пространстве, и в дни «арабской весны». После парламентских выборов 4 декабря 2011-го десятки тысяч россиян перенесли желание перемен из виртуального пространства на площади городов.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+