Российский фармрынок вырос в 2009 году почти на 20%
Российский фармацевтический рынок, несмотря на падение ВВП и основных экономических показателей, вырос в прошлом году почти на 20%, говорится в сообщении маркетингового агентства DSM Group.
«Объем фармрынка в 2009 году составил 538 млрд рублей, что на 18% больше, чем годом ранее. За этот же период ВВП снизился на 8%», - отмечается в исследовании.
Фармацевтический рынок традиционно делится на коммерческий, государственный и сегмент нелекарственного ассортимента (парафармацевтика). По данным DSM Group, рост российского фармрынка зафиксирован во всех трех нишах. Самую убедительную динамику продемонстрировал коммерческий сегмент -- 22%, что, по мнению экспертов, случилось за счет увеличения цен на импортные препараты и укрепления доллара. Государственный сегмент увеличился на 11%, а рост в парафармацевтике составил 15%.
По прогнозу DSM Group, в 2010 году объем рынка расширится еще на 11% в рублях и достигнет уровня около 600 млрд в российской валюте. Более существенный рост, по прогнозам аналитиков, стоит ожидать в 2011 году, когда будут преодолены последствия кризиса. Эксперты полагают, что ключевыми драйверами рынка в течение ближайших 10 лет станут развитие программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), введение добровольного фармстрахования, модернизация системы обеспечения лекарствами больниц и рост потребления лекарств на душу населения.
В последние годы роль государства на фармацевтическом рынке России сильно возросла, подчеркивает DSM Group. Это выражается как в финансировании рынка, так и в законодательных инициативах властей. В прошлом году доля госсредств на рынке составила почти четверть. Это один из самых стабильных сегментов в фармацевтике, так как его развитие опирается на бюджетные ассигнования.
Государство исполняет свои обязательства, каждый год индексируя программу дополнительного лекарственного обеспечения. В 2009 году появились ряд законопроектов, призванные упорядочить рынок по ряду направлений, включая ценообразование. При этом власти стремятся развивать и поддерживать локальное производство, в том числе выделяя деньги для перехода заводов на GMP, напоминает агентство.
В коммерческом сегменте в 2009 году не наблюдалось значительной активности, не проводилось сделок по слиянию и поглощению в сегментах дистрибуции и розничной торговли. Концентрация дистрибуторов в Топ-10 практически достигла 100%, отмечают экономисты. Рынок сосредоточился на эффективности существующих бизнесов. По мнению экспертов, в текущем году следует ожидать «второй волны» развития фармацевтического бизнеса и укрупнения существующих аптечных сетей.