ОАК не собирается заправлять самолеты ВВС США
ВАШИНГТОН/ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ/МОСКВА (Рейтер) - Новость о том, что российский авиапром может стать поставщиком самолетов-заправщиков для американских ВВС взбудоражила деловые круги по обе стороны Атлантики.
На выходных юрист Джон Киркленд, представляющий, по его словам, создаваемый консорциум российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и EADS, сообщил Рейтер, что партнеры планируют подать заявку на участие в конкурсе на поставку самолетов для США.
Со ссылкой на юриста эту новость распространили в выходные мировые информационные агентства и ведущие деловые газеты США и РФ, но в понедельник ОАК опровергла свое участие в таких переговорах.
"Никакой переписки (об участии в тендере) мы ни с кем мы не вели", - сказал Рейтер вице-президент ОАК Александр Туляков, отметив, что возможность производства заправщиков для ВВС США вообще ни с кем не обсуждалась.
По его словам, РФ может продавать такую технику за рубежом только при посредничестве государственного Рособоронэкспорта, но "мы с ними (Рособоронэкспортом) никаких контрактов (связанных с поставкой заправщиков для ВВС США) не обсуждали".
Связаться с представителем Рособоронэкспорта Рейтер не удалось.
Киркленд, в свою очередь, утверждал, что ОАК предложит американцам заправочную версию своего лайнера Ил-96 - Ил-98. Общая стоимость работ по контракту может достичь $50 миллиардов, а самолеты будут в основном строиться в России, сообщила газета The Wall Street Journal.
Производство заправщика на базе Ил-96 действительно обсуждается внутри ОАК, но это лишь предварительные разговоры, сказал топ-менеджер ОАК на условиях анонимности.
По информации Киркленда, полученной, по его словам, от высокопоставленного российского чиновника, занятого в сфере аэрокосмической торговли, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров обсуждал конкурс с госсекретарем США Хилари Клинтон в Москве в пятницу.
Владимир Путин и Клинтон не обсуждали эту тему, сказал Рейтер в понедельник пресс-секретарь председателя правительства РФ Дмитрий Песков. "Это не было темой переговоров (Путина и Клинтон)", - сказал он, добавив, что о содержании других переговоров с Клинтон он не знает.
КТО ТАКОЙ ДЖОН КИРКЛЕНД?
Источники Рейтер не объясняют причины скандала в СМИ и затрудняются предположить, кому он мог быть выгоден.
"Мы сейчас сами пытаемся разобраться, кто и для чего запустил эту утку", - сказал топ-менеджер ОАК.
ВВС США уже около 10 лет пытаются начать замену своих устаревающих самолетов-заправщиков KC-135.
В конкурсе ранее участвовали EADS и американская Boeing Co, однако европейский гигант вышел из гонки, обвинив организаторов в дискриминации в пользу Boeing.
"Возможно, это попытка надавить на EADS в связи с ее отказом участвовать в тендере", - размышляет он.
"Говорить о том, что российские заправщики будут заправлять военные самолеты США - это что-то из области фантастики", - сказал Рейтер топ-менеджер ОАК.
"Джон Киркленд не является представителем ОАК", - сказал Рейтер Туляков.
Информацию о том, что ОАК официально объявит о создании консорциума с EADS для участия в конкурсе, Киркленд, по его словам, получил от Александра Шишкина, который, по словам юриста, работает в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству РФ (ФСВТС).
Сам Шишкин в телефонном разговоре с корреспондентом Рейтер отказался от комментариев, свое отношение к ФСВТС он также комментировать не стал.
Представитель ФСВТС отказался от комментариев, а в приемной ведомства Рейтер сказали, что человек, которого зовут Александр Шишкин, в службе не работает.
(Джим Вольф, Мария Шиахан, Глеб Столяров, Дарья Корсунская, при участии Александра Гелогаева. Редактор Антон Зверев)