Решение набсовета ВТБ о приобретении Банка Москвы не было единогласным
Решение наблюдательного совета ВТБ, который на заседании в понедельник одобрил поэтапное приобретение 100% акций Банка Москвы, не было единогласным: как минимум один член совета его не поддержал.
«А я голосовал против», – написал в Twitter член набсовета, помощник президента РФ Аркадий Дворкович, комментируя новость об итогах заседания. Это «личная позиция», пояснил он.
Помимо Дворковича, в набсовете ВТБ еще два чиновника – вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин и его заместитель Алексей Саватюгин, а также первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, напоминает «Интерфакс». Кроме них, в совет входит глава ВТБ Андрей Костин и четыре независимых директора: ректор Финансовой академии при правительстве Михаил Эскиндаров, независимый консультант Григорий Глазков, управляющий директор Nord Stream AG Маттиас Варниг и ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев.
Исход голосования свидетельствует о том, что представители государства в совете, кроме помощника президента, сделку поддержали. Правительство не сообщало, получали ли госпредставители директиву для голосования по этому вопросу, однако исходя из суммы планируемой покупки (мэрия оценивает весь Банк Москвы, в котором городу принадлежит контрольный пакет, в 178 млрд рублей), скорее всего, вопрос был «директивным».
Разногласия между чиновниками в советах директоров госкомпаний и банков, особенно по «директивным» вопросам, если и имеют место, то крайне редко становятся достоянием общественности. Около 10 лет назад подобная ситуация сложилась в РАО «ЕЭС России» – тогда замминистра Виктор Кудрявый, последовательный оппонент энергореформы, голосовал на совете директоров холдинга вопреки правительственным директивам, за что в итоге и поплатился должностью.
В Банке Москвы столичному правительству напрямую принадлежит 46,5%, еще 4,33% город контролирует через долю в «Столичной страховой группе». Сразу после смены градоначальника в конце прошлого года о том, что город должен избавляться от непрофильных активов, в том числе и банковских, заявил Кудрин. В конце прошлого года стало известно, что Москва готова продать контроль в опорном банке ВТБ. В феврале госбанк обратился с ходатайством о покупке 100% акций кредитной организации в ФАС и уже получил разрешение антимонопольного регулятора.
Чтобы без нарушения законодательства о приватизации продать актив напрямую ВТБ, который, по заявлениям московских властей, является единственным официально подтвердившим свои намерения кандидатом на покупку, город планирует внести акции Банка Москвы в капитал ОАО «Центральная топливная компания».
Однако у прямой продажи нашлись противники. Альфа-банк в январе объявил о желании приобрести Банк Москвы на открытом аукционе, и направил в ФАС обращение, в котором настаивал на проведении конкурса.
Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина в минувший четверг также заявила, что считает оптимальной процедуру продажи Банка Москвы на аукционе. По ее словам, это было бы правильнее «с точки зрения инвестиционного климата, прозрачности, эффективности процедуры».
Помимо правительства столицы и компаний «Столичной страховой группы», крупным пакетом в Банке Москвы владеют его президент Андрей Бородин и зампред совета директоров Лев Алалуев (20,3%). Доли в банке есть у Goldman Sachs (3,9%) и Credit Suisse (2,8%).