Новая статья Путина: суверенная демократия 2.0

Кандидат в президенты Владимир Путин написал статью о демократии: проблема цензуры в СМИ не упомянута ни разу, другие важные проблемы обозначены фразами типа «надо подумать над реальным наполнением»

«Наше гражданское общество стало несравненно более зрелым, активным и ответственным. Нам надо обновить механизмы нашей демократии», — пишет в очередной программной статье премьер-министр и кандидат в президенты России Владимир Путин. На этот раз текст главы правительства опубликован в газете «Коммерсантъ».

Статья премьера озаглавлена «Демократия и качество государства» и традиционно начинается с исторического экскурса, суть которого уже привычна: лишь с приходом Путина к власти в начале 2000-х удалось преодолеть негативные последствия «лихих 90-х» (сам термин использован в статье). В 1990-е, пишет Путин, «под флагом воцарения демократии мы получили не современное государство, а подковерную борьбу кланов и множество полуфеодальных кормлений». Как полагает глава правительства, произошло это по вине не только «корыстных олигархов» и «недобросовестных чиновников», но и общества, которое не освободилось от коммунизма.

Российская демократия — особенная, подводит автор главную идею вступления: «настоящая демократия не создается одномоментно, не копируется по внешнему образцу». Поэтому лишь в 2000-х, продолжает Путин, «нам всем вместе» удалось «вытащить страну из трясины», реанимировать государство, восстановить народный суверенитет — основу подлинной демократии» (термин «суверенная демократия» был изобретен в течение первого президентского срока Путина, авторство концепции особого пути российской демократии приписывалось тогдашнему замглавы администрации президента Владиславу Суркову).

Общество дозрело

Автор продолжает: за время первого десятилетия нового века российское гражданское общество созрело («Это результат наших усилий. Мы на это работали», — объясняет политик), сейчас «государство отстает» от него. Для того чтобы государство догнало гражданское общество, Путин предлагает несколько новшеств, лишь часть которых обозначена четко.

1. Главным предложением Путина в части расширения участия граждан в управлении страной стало внедрение практики «интернет-демократии». Общественные инициативы, собравшие в сети более 100 000 авторизованных сторонников, должны обязательно рассматриваться в парламенте, как это бывает в Великобритании, предлагает кандидат в президенты.

«Если абстрагироваться от личности автора статьи, то все, что в ней сказано про веб-процедуру принятия решений, абсолютно разумно. И про обязательность рассмотрения петиций, собравших достаточное число подписей, и про принятие решений путем электронного верифицированного голосования. Проблема в авторе. Любому человеку, который представляет, чем этот человек занимался последние 12 лет, понятно, что все хорошее, сказанное в этой статье, в ночь с 4 на 5 марта превратится в тыкву», — комментирует эту новацию екатеринбургский депутат, автор идеи так называемой «облачной демократии» в интернете Леонид Волков.

Изменения законодательства о выборах и референдумах в статье премьера не упомянуты (референдумы всплывают в тексте как форма опроса граждан на местном уровне с помощью интернета). Изменений в жизни СМИ, предложений по более открытой их работе в тексте нет вовсе (СМИ упомянуты единожды: «СМИ должны восстановить честное имя» чиновников, обвиненных в коррупции).

Путин вскользь упоминает о поправках в законы о партиях и выборах депутатов Госдумы, которые Дмитрий Медведев внес в парламент, но предостерегает: «Нам не нужны балаган и соревнование в раздаче необеспеченных обещаний».

Новый закон о выборах губернаторов Путин тоже вспоминает, но отмечает: за главой государства останутся «инструменты контроля и реагирования, в том числе право отстранения губернатора».

2. Второе и последнее конкретное предложение по повышению участия граждан в управлении страной: изменить правила работы так называемых общественных советов при органах власти — сейчас они декоративны, говорит автор. Членов общественных советов должна утверждать Общественная палата, а не сами ведомства. С советами должны согласовываться законодательные инициативы, считает кандидат в президенты.

Укрупнять

В разделе, посвященном федерализму и местным органам власти, более или менее конкретное предложение одно: необходимо сделать муниципалитеты финансово состоятельными и автономными. Для этого, по задумке Путина, «нужно передать муниципалитетам все налоги от малого бизнеса, работающего в условиях специальных налоговых режимов».

«Видимо, предлагается передать муниципалитетам налоги от бизнеса, работающего по так называемой упрощенной системе налогообложения. Муниципалитеты чудовищно дефицитны по своим ресурсам и такая схема не изменит эту ситуацию, не обеспечит их достаточности. Однако вообще это движение в правильном направлении, поскольку муниципалитеты станут стимулировать малое предпринимательство», - считает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

Премьер также вернулся к идее укрупнения регионов, которая нашла реализацию в его первые два срока во главе государства: «Потенциал укрупнения не исчерпан», но следует советоваться с гражданами.

Зубаревич скептична: «Возможно, с экономической точки зрения у нас действительно маленькие регионы, но это совершенно точно не главная на данный момент задача». Эксперт сравнивает инициативу Путина с уменьшием количества часовых поясов и отменой зимнего времени. Эксперт также предупреждает о политических барьерах на пути объединения регионов: «Республику Алтай пытались соединять с Алтайским краем, а Адыгею с Краснодарским краем. В обоих случаях народ выходил на улицу. Недостаточно людей протестуют на улицах? Давайте добавим еще».

На страже чиновников

Хотя государство и не соответствует запросам общества, чиновников Путин защищает.

Во-первых, автор ведет речь о том, что условия оплаты и стимулирования чиновников должны быть изменены в сторону более рыночных, то есть в сторону увеличения: «Без этого наивно рассчитывать на улучшение корпуса чиновников».

Во-вторых, Путин обращает внимание на то, что среди госслужащих не так много людей, запятнанных коррупцией, как о том огульно сообщают оппозиция и СМИ. «Государь, с кем останетесь?» — вспоминает Путин ответ Бенкендорфа Николаю I, когда последний предложил «искоренить мздоимство» в госаппарате. Премьер предлагает обелить имя тех чиновников, которых огульно обвиняли в коррупции.

«Повышение зарплаты как антикоррупционное средство работает исключительно в сочетании с целым рядом других мер вроде существенного усиления контроля за деятельностью чиновников. Допустим, уровень денежного содержания различных директоров департаментов и начальников управлений соответствует рынку уже сейчас, однако это как-то не сказывается на уровне коррупции», - отмечает эксперт по государственной службе Павел Кудюкин

«Справились с олигархией, справимся и с коррупцией»

Этой фразой Путин заканчивает главу, посвященную теме борьбы с мздоимством.

Конкретных предложений в ней два.

1. Изменить правила назначения части членов Счетной палаты (включая председателя) и Общественной палаты. Вместо президента это может делать совет Госдумы на основе согласия всех фракций, говорит Путин.

2. Придумать список коррупционно опасных должностей в госаппарате и госкомпаниях, при назначении на которые люди должны будут отчитываться о расходах своей семьи, а также о фактическом месте проживания и проведения отпусков.

Еще в прошлом году Путин предлагал ввести обязательное декларирование расходов всеми чиновниками, но идея так и не была реализована.

Упоминается в статье и предложение активизировать механизм парламентских расследований, однако формулировка премьера выглядит крайне расплывчатой: «надо подумать над наполнением реальным содержанием заложенной в законе процедуры».

Судебная журналистика решает проблемы

В главе о судебной реформе Путин в принципе не ставит вопрос о независимости судебной системы. Существующая для кандидата проблема — только в излишне карательном уклоне суда в России.

Меры по решению этой проблемы в целом оглашались на протяжении всего президентства Медведева и новыми не являются:

1. Внедрение, хотя и без конкретики, так называемого «административного судопроизводства», которое позволит рядовым гражданам эффективно спорить с чиновниками и судьями. При этом «бремя доказывания возлагается на административный орган, а не на человека».

2. Предоставление общественным объединениям права отстаивать в судах иски граждан к государству.

3. Большая открытость судопроизводства — интернет-трансляции и прочее.

4. Возрождение «судебной журналистики». Она, утверждает Путин, позволит обсуждать проблемы «шире и глубже».

«Все перечисленное сложно оценивать как предложения Путина, его новеллу и креатив. По большому счету, это надерганные из разных мест идеи других людей, обсуждение которых идет годами. Если конкретно, то разрешить общественным организациям право отстаивать интересы неопределенного круга лиц - было бы здорово», - отмечает глава ассоциаций правозащитных организаций АГОРА Павел Чиков. Отношение к «административным судам» у него «двоякое»: «Непонятно зачем создавать какие-то новые суды, поскольку они будут сделаны из того же теста, что и старые - интересы государства там будут ставиться выше интересов личности».

Державные цитаты

Каждую из программных статей Путин снабжает цитатами из «классиков». Уже в названии первого материала в «Известиях» использовалось знаменитая формулировка Александра Горчакова «Россия сосредотачивается». В статье о национальном вопросе в «НГ» премьер обращался к высказываниям Василия Ключевского, Ивана Ильина, Федора Достоевского, «Слову о законе и благодати» и «Повести временных лет». Текст в «Коммерсанте» иллюстрирован цитатами из Павла Новгородцева и Александра Солженицына.

Не ясен путь

Многие инициативы из этой статьи в той или иной форме выдвигались раньше, констатирует политолог Алексей Макаркин. В целом, перечисленные меры, конечно, имеют смысл, и если они будут реализованы, то уровень демократии поднимется, говорит эксперт.

Однако он обращает внимание на то, что в статье Путина о гражданском обществе нигде не затронут ключевой вопрос — каким образом власть собирается решать проблему селекции общественных деятелей и организации. «Огромное число общественников являются симулякрами — они созданы самой властью, не авторитетны, и использовать их можно лишь в рекламных целях. Большинство же независимых общественников для власти неприятны: они конфликтны, критикуют любые проекты, затягивают их обсуждение, не всегда компетентны. В общем, с точки зрения государства, они абсолютно неэффективны. Но если работать исключительно с удобными, а неудобных отсекать, никакого взаимодействия с гражданским обществом не будет», — трактует эксперт.

«Важно понимать, что чиновник в любой стране не хочет работать с гражданским обществом. Однако, во многих странах существует давно сложившиеся институты, которые их принуждают это делать. У нас подобных институтов нет, поэтому не очень понятно, пойдет ли государство сознательно на ограничения собственных возможностей», — подытожил эксперт.

Свою первую статью Путин опубликовал в газете «Известия» три недели назад. Она называлась «Россия сосредотачивается — вызовы, на которые мы должны ответить» (подробнее о ней вы можете прочитать в материалах «Государственная машина с мелкими поломками», «О чем не написал Владимир Путин» и «Политическая филология: Путин не для всех»). За ней последовала статья в «Независимой газете», в которой премьер предложил ужесточить правила регистрации мигрантов и ввести уголовную ответственность за нарушение миграционных норм (читайте колонку «Политический текст: национализм по-путински»). Следующей публикацией стал материал в «Ведомостях», посвященный экономике страны (подробнее смотрите «Путин, госкорпорации и не слишком новая экономика»).

Новости партнеров