Facebook вновь меняет условия IPO: социальная сеть может привлечь до $16 млрд

Михаил Левин Forbes Contributor

Всего за два дня до IPO Facebook вносит очередные масштабные изменения в параметры своего выхода на биржу. Согласно обновленному проспекту социальной сети, количество предлагаемых инвесторам акций выросло почти на четверть - с 337 млн до 421 млн. Поскольку чуть ранее Facebook изменил в большую сторону ценовой коридор (теперь он составляет $34-$38), объем привлеченных средств в ходе IPO может достигнуть $16 млрд.

На этом бесконечные изменения условий размещения должны закончиться. Уже сегодня вечером Facebook должен закрыть книгу заявок, а в пятницу, 18 мая, Марк Цукерберг из штаб-квартиры в Menlo Park запустит акции своей компании в свободное обращение на бирже Nasdaq.

Как следует из свежей версии проспекта, сразу ряд крупных акционеров Facebook существенно увеличили свое предложение по продаваемым акциям. Скажем, фонды DST Юрия Мильнера и Алишера Усманова теперь намерены реализовать 45,5 млн акций вместо 26,2 млн. Российский холдинг Mail.ru со своей стороны продаст 19,5 млн, а не 11,2 млн. При условии размещения соцсети по верхней границе диапазона, DST получит около $1,7 млрд, а Mail.ru около $750 млн. С большими пакетами расстанутся венчурный фонд Accel Partners и инвестбанк Goldman Sachs.

Все происходящее подтверждает многочисленные сообщения СМИ, что ажиотаж вокруг IPO главной социальной сети планеты в данный момент превышает все мыслимые пределы. Любопытно, что на этом благоприятном фоне продолжает расти скепсис в отношении финансовых перспектив Facebook. К сомнениям в способности Facebook пережить массовый исход своих пользователей на мобильные устройства (компания пока так и не придумала как показывать им рекламу) добавились сомнения в эффективности рекламы в социальной сети как таковой.

Как стало известно накануне, автомобильный гигант General Motors (GM) собирается перестать покупать рекламные площади на Facebook, поскольку не видит от них существенной отдачи. За этим последовало выступление аналитика Forrester, по словам которого, многие глобальные корпорации могут пойти по стопам GM в самом ближайшем будущем.

Facebook гордится своей беспрецедентной для других медиа и интернет-компаний возможностью подбирать целевую аудиторию для рекламодателей. Поэтому исход крупных клиентов можно расценивать как крайне плохой знак: сейчас бизнес социальной сети полностью зависит от рекламных доходов, доля которых в структуре выручки компании Цукерберга в прошлом году составила около 85%.

рейтинги forbes