К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Самая дешевая рыба может подорожать из-за роста затрат на растаможку траулеров


Рыбаки предупредили, что новые требования к растаможке траулеров могут привести к сбоям в промысле сардины иваси, самой дешевой в России рыбы. Они указывают, что из-за роста расходов будут вынуждены отказаться от добычи иваси, а отпускные цены на этот вид сардины могут подняться на четверть

Отпускные цены на самую дешевую рыбу — сардину иваси — могут вырасти на 20-25%  к следующему году из-за сокращения ее вылова. Рыбодобытчики предупредили, что откажутся от лова иваси в пользу более дорогих объектов промысла из-за роста затрат на растаможивание траулеров, которые были построены за рубежом, а обслуживаются и ремонтируются в иностранных портах. Об этом сообщает РБК со ссылкой на обращение дальневосточных рыбодобывающих компаний к вице-премьеру Виктории Абрамченко.

Представитель вице-премьера подтвердила изданию получение письма от дальневосточных рыбодобытчиков. Она добавила, что обращение будет направлено для проработки в профильные ведомства. В Минсельхозе и Росрыболовстве не успели прокомментировать запрос издания. Генеральный директор дальневосточных компаний «Тралфлот» и «Софко» (входят в группу «Сигма Марин Технолоджи») Владимир Рекасов в обращении на имя Абрамченко в середине марта предупредил о возможных «крупномасштабных сбоях» в промысле сардины иваси и «значительном» увеличении из-за этого цен на некоторые виды рыбной продукции. Это может произойти из-за вступления в силу новых требований от таможенном декларировании траулеров, которые ловят рыбу по российским квотам, но строятся, ремонтируются и обслуживаются за рубежом (незаходные суда),  говорится в письме Рекасова.  Правительство в конце прошлого года приняло постановление об обязательном таможенном декларировании до 1 января 2022 года всех судов, которые производились или приобретались вне Евразийского экономического союза и занимаются рыболовством в исключительной экономической зоне России. Не выполнив это требование, компании-судовладельцы лишатся права на добычу по российским квотам.

«Рыбный король» Виталий Орлов подал иск к сооснователю «Норебо» на 1,2 млрд рублей

Реклама на Forbes

В своем обращении к вице-премьеру Рекасов указал, что у компаний, которые он возглавляет, три незаходных судна — супертраулеры «Сергей Бочкарев», «Петр I», «Ерофей». По его оценке, построенные в 1990-х годах эти траулеры после переоборудования и модернизации самые высокопроизводительные в мире. Каждое из судов может добыть в год более 80 000 морских биоресурсов. Около половины добычи составляет скумбрия и иваси, промысел которой был возобновлен в 2016 году. Один килограмм иваси с доставкой до порта Владивостока стоит у рыбаков, по словам автора письма, 40–45 рублей, в том время как килограмм минтая рыбаки отпускают по 68 рублей, а тихоокеанской сельди — по 65 рублей. По оценке Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ), в 2020 году рыбаки добыли 313 000 т сардины иваси. По своим вкусовым качествам иваси близка к сельди, это рыба, которую россияне едят чаще всего (по опросу ВЦИОМ в 2019 году на долю сельди приходится 28% предпочтений).

Рыбаки пожаловались Мишустину на передел рынка в пользу компании зятя миллиардера Тимченко

Гендиректор «Тралфлота» и «Софко» попросил вице-премьера поддержать предложение ВАРПЭ продлить переходный период по обязательному декларированию судов до 1 января 2024 года. ВАРПЭ в январе просила премьера Михаила Мишустина ввести трехлетний переходный период для таможенного декларирования незаходных судов. Единовременные затраты отрасли на выполнение требования ассоциация оценивала в 25 млрд рублей, а дополнительные затраты из-за необходимости перехода в российские порты и потери от недолова  — в 4 млрд рублей. Президент ВАРПЭ Герман Зверев отмечает, что в постановлении правительства не было учтено мнение делового и экспертного сообщества. Процедура таможенного декларирования сопряжена с большими расходами, поэтому необходим адекватный переходный период, подтверждает Сергей Сенников, заместитель гендиректора «Норебо», группы, которая также добывает иваси. В Росрыболовстве затраты на таможенное оформление 69 судов оценивали в 1,82 млрд рублей, а в Минсельхозе заявляли, что цель новых требований — повысить эффективность рыбохозяйственного комплекса.

Поставщики предупредили о росте цен на красную икру до 60%

По словам Рекасова, следствием более раннего введения требования может стать «существенное сокращение объема поставок сардины иваси на внутренний рынок». Почти половину иваси добывают суда, не прошедшие процедуру таможенного декларирования в российских портах, рассказал Рекасов изданию. В 2020 году они добыли около 158 200 т, из них траулеры «Петр I» и «Сергей Бочкарев» выловили более 56 600 т иваси, добавил собеседник издания.  Траулер «Ерофей» был куплен недавно и проходит модернизацию в Китае, уточнил он. Приобретение и модернизация одного траулера стоит около $50 млн, за растаможивание судна нужно заплатить 25% сверх этого: таможенную пошлину в размере 5% и НДС в размере 20%. «Мы не против заплатить таможенные пошлины, но проблема в том, что их нужно заплатить единовременно», — указывает Рекасов в письме. Затраты на таможенное декларирование трех судов — это не менее 3 млрд рублей, сумму нужно заплатить до конца 2021 года. Она в два раза превышает совокупную прибыль «Тралфлота» и «Софко» за прошлый год — 1,5 млрд рублей. В письме вице-премьеру говорится, что такие расходы могут снизить финансовую устойчивость группы, чья прибыль и так, вероятно, снизится в 2021 году из-за нарушения поставок минтая в Китай и которая взяла кредиты на строительство на дальневосточных верфях судов для промысла крабов.

Печаль минтая: рынок замер из-за обвала оптовых цен на рыбу после закрытия Китая

Если компании выполнят требования по декларированию в 2021 году, то они будут вынуждены  отказаться от низкорентабельных видов промысла, то есть иваси, и перейти на добычу более рентабельных биоресурсов, отмечает Рекасов. По оценкам эксперта, из-за сокращения поставок отпускная цена может подняться на 20–25%. В другом добытчике иваси на Дальнем Востоке — группе «Норебо» — сбоев в вылове этой рыбы не прогнозируют. Заместитель гендиректора «Норебо» Сергей Сенников отметил, что в случае ухудшения финансового состояния из-за растаможки конкурирующей группе придется делать выбор в пользу тех биоресурсов, которые приносят больший доход. По данным «Норебо», в 2020 году она выловила во всех регионах промысла, включая Дальний Восток, более 100 000 иваси.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021