Маркетплейс «AliExpress Россия» впервые раскрыл оборот

Оборот маркетплейса за последний финансовый год составил 229,3 млрд рублей (без вычета возвратов). Несмотря на рост продаж и появившуюся в СМИ информацию о выходе ретейлера на IPO, точных сроков в компании нет

Совместное предприятие «AliExpress Россия» (создано между Alibaba Group, Mail.Ru Group, «МегаФоном» и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ)) впервые раскрыла финансовые результаты. За последний финансовый год (1 апреля 2020 года — 31 марта 2021 года) оборот маркетплейса составил 229,3 млрд рублей (без вычета возвратов). Об этом сообщил 6 апреля генеральный директор «AliExpress Россия» Дмитрий Сергеев на встрече с журналистами. 

Число уникальных посещений за этот период превысило 72,5 млн человек. Количество продавцов из Китая превышает 225 000, локальных — 45 000. 

Объем рынка интернет-торговли в России в 2020 году составил 2,7 трлн рублей, всего было выполнено 830 млн заказов, об этом говорится в отчете исследовательского агентства Data Insight. Оборот Wildberries, Ozon, «Aliexpress Россия» и «Яндекс.Маркета» вырос на 108%, до 721 млрд рублей.

Маркетплейсы и фудхоллы: как меняются торговые центры, чтобы вернуть посетителей

В ближайшее время маркетплейс собирается удвоить площади собственного склада в Подмосковье (до 40 000 кв. м), а к концу года планирует довести общую складскую площадь по России до 100 000 кв. м, сказал Сергеев. Кроме того, компания будет использовать партнерские центры в Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге. «В течение двух-трех лет инвестиции в собственную логистическую инфраструктуру AliExpress в России составят более $150 млн», — сказал Сергеев. Средства предоставят акционеры.

Ранее «AliExpress Россия» сообщала о планах по выходу на IPO и увеличению оборота до $10 млрд на горизонте 2-3 лет. Об этом писал ТАСС. «Наше IPO — это возможный шаг, мы к нему структурно готовы, если подобное решение будет принято нашими акционерами. Однако конкретных планов по датам пока нет. Это может быть и следующий год и позже», — уточнил Сергеев. 

Китай откроет Россию миру: что получит бизнес от доступа на AliExpress

«AliExpress Россия» создано в октябре 2019 года, как совместное предприятие (СП) в сфере электронной коммерции между Alibaba Group, Mail.Ru Group, «МегаФоном» и РФПИ. Согласно условиям сделки, все участники внесли в предприятие капитал и активы. РФПИ — $100 млн и получил в СП 5% капитала, или 1,2% голосов. Фонд также получил опцион на выкуп дополнительно акции СП у Alibaba за $194 млн. Опцион был реализован РФПИ в январе 2021 года. После этого доля РФПИ выросла до 12,9% (9,6% голосов). 

У Alibaba до реализации опциона РФПИ было 55,7% в «AliExpress Россия» (49,9% голосов), а после — 47,8%, или 47,6% в голосах. Alibaba внесла в СП $100 млн и бизнес «AliExpress в России». У «Мегафона» — 24,3% (26,4% голосов после опциона РФПИ). Оператор продает группе Alibaba 9,97% в Mail.ru Group. Последняя внесла в СП площадку Pandao и $182 млн, получив 15% «AliExpress Россия» (16,3% в голосах после опциона РФПИ). Помимо этого, у РФПИ есть право договориться об опционе на покупку до 4% обыкновенных бумаг СП у «Мегафона».

Сегодня «AliExpress Россия» — это один их крупнейших в России маркетплейсов, говорит Федор Вирин, партнер Data Insight. По данным компании, на начало 2021 года на платформе было зарегистрировано более 150 000 продавцов, из них более 35 000 — из России. Общий ассортимент — более 100 млн товаров, локальный — 5,5 млн. 25% оборота приходится на локальный маркетплейс. «AliExpress Россия» получает комиссию 5-8% с продаж от всех продавцов, если покупку совершил пользователь из России и СНГ.

Фото Александра Щербака / ТАСС

Дополнительные материалы

Alibaba и 40 инвесторов: крупнейшие IPO онлайн-бизнеса