К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

ФАС поддержала идею РЖД об отказе от регулирования тарифов на перевозку пассажиров


ФАС поддержала отмену госрегулирования тарифов на перевозку пассажиров поездами. Эксперты предупреждают, что это может привести к росту цен на некоторые билеты

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поддержала предложение РЖД по дерегулированию пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в плацкартных и общих вагонах. Об этом сообщает РБК со ссылкой на письмо главы ФАС Максима Шаскольского первому вице-премьеру и председателю совета директоров РЖД Андрею Белоусову.

Подлинность письма изданию подтвердил источник в Союзе операторов железнодорожного транспорта (объединяет крупнейших железнодорожных операторов, на которые приходится более 70% парка грузовых вагонов). Письмо, отправленное 19 августа, является ответом на поручение Белоусова от 27 июля «принять согласованное решение» по предложениям железнодорожной монополии. Такое же поручение получили Минэкономразвития, Минтранс и Минфин.

«Это не фастфуд»: РЖД рассказали о концепции новых вагонов-бистро

Реклама на Forbes

Представитель РЖД отказался комментировать межведомственную переписку. «Однако считаем, что любые изменения в части регулирования пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в плацкартных и общих вагонах должны быть направлены на безусловное сохранение их доступности для населения», — отметили в пресс-службе РЖД. Представитель Белоусова отказался от комментариев. В ФАС на вопросы издания не ответили на момент публикации.

«Спортивные центры, коворкинги, отели»: РЖД сообщили о планах изменить вокзалы

Тарифы на перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах поездов дальнего следования регулируются государством, ежегодно они индексируются ФАС на уровень не выше инфляции. С 1 января 2021 года эти тарифы выросли на 3,7%. Под регулирование не попадают только тарифы в вагонах «купе», «СВ» и «люкс», для них применяется система динамического ценообразования. В ней стоимость билетов формируется в зависимости от сезона, дня недели, спроса и количества проданных мест, и при высоком спросе цены на билеты растут.

В 2020 году из-за последствий пандемии коронавируса пассажирские перевозки РЖД сократились на 41,4%, до 78,1 млрд пассажиро-километров. Компания получила чистый убыток в 52,9 млрд рублей по МСФО за 2020 год против 155,7 млрд рублей чистой прибыли годом ранее «в связи с убыточностью пассажирского сегмента», говорилось в ее сообщении. Убыток «дочки» РЖД Федеральной пассажирской компании (ФПК) составил 34,8 млрд рублей (в 2019 году — прибыль в 6,6 млрд рублей).

Мишустин сменил руководство ФАС

«ФАС поддерживает предложения РЖД по изменению механизма субсидирования и дерегулирования пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в плацкартных и общих вагонах», — написал Шаскольский Белоусову. По действующему механизму в случае убыточности пассажирских перевозок по регулируемым ценам государство частично компенсирует потери железнодорожных операторов в виде субсидий. Так, в конце апреля 2021 года правительство приняло решение направить на стабилизацию финансового положения пассажирских компаний в пригородном и дальнем следовании более 11 млрд рублей, из которых 5,5 млрд рублей предназначалось Федеральной пассажирской компании (ФПК).

В случае отмены регулирования тарифов на пассажирские перевозки цены на железнодорожные билеты в плацкартных и общих вагонах вырастут, предупредил генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Сейчас тарифы искусственно сдерживаются государством и не соответствуют себестоимости, о чем свидетельствуют убытки операторов, сказал он. Вопрос о дерегулировании пассажирских перевозок в последние годы возникал неоднократно, напомнил председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.

Костин назвал субсидии малоимущим адекватной мерой ограничения инфляции

Еще в ноябре 2017 года соответствующее поручение давал Аркадий Дворкович, занимавший на тот момент пост профильного вице-премьера. Но эта проблема так и остается нерешенной, хотя бы потому, что на одних направлениях есть альтернатива поезду, на других — нет, отметил Янков. К примеру, на станции Печора в республике Коми есть только поезд, тарифы в случае отсутствия регулирования на таких станциях могут быть необоснованно завышены перевозчиками.  В Евросоюзе в связи с небольшой долей железнодорожного транспорта в общем перевозочном процессе, перевозчики работают по свободным тарифам, а  в США железные дороги находятся в частном секторе, но частично получают финансовую поддержку из государственного бюджета, сказал Янков.

Дорогой валокордин и дешевые кредиты: как изменился уровень жизни россиян с 2013 года

Вместе с дерегулированием пассажирских перевозок глава ФАС вслед за РЖД предложил адресно субсидировать перевозки детей до 18 лет в купейных, плацкартных и общих вагонах. «Вместо компенсации за непроданные места в поездах, как в действующем механизме, считаем необходимым субсидировать, как предлагает РЖД, перевозку детей по льготным ценам», — написал Шаскольский. Два года назад бывший на тот момент руководителем ФАС Игорь Артемьев уже предлагал перестать субсидировать перевозки в таких вагонах в целом, выделив взамен ряд «социально значимых» направлений, на которые и будут направляться госсубсидии.

Конец советского мира. Почему плацкартные вагоны уходят в прошлое

Бурмистров отметил, что переход к адресным льготам — это хорошая инициатива, потому что она поможет снизить убытки РЖД от пассажирских перевозок и меньше их субсидировать. Однако программа требует доработки, так как не очень понятно, почему сейчас выделили перевозки только детей, а других льготников, включая пенсионеров, — нет, добавил эксперт. Программа субсидирования семей с детьми до 18 лет уже начала действовать. Согласно июньскому постановлению премьера Михаила Мишустина, льготный тариф для поездок в купейных вагонах для них рассчитывается как разница между стоимостью билета по выбранному маршруту в России в купе и 50% его стоимости в плацкартном вагоне. На компенсацию этой льготы в 2021 году в бюджете предусмотрено более 1,3 млрд рублей,

ФАС готовит законопроект об ограничении наценки на продукты в торговых сетях

В письме вице-премьеру Белоусову глава ФАС не поддержал еще одну инициативу РЖД по индексации тарифов на перевозку грузов в привязке не к потребительским ценам на товары, а к динамике промышленных цен, с которой компания выступила в мае. Эти изменения не отвечают принципу долгосрочности и предсказуемости, так как потребуют ежегодной «донастройки» тарифов, отметил Шаскольский. Отказ от действующего порядка индексации тарифов по формуле «инфляция минус» снижает заинтересованность монополии в оптимизации затрат, в том числе, при закупках продукции, добавил он. По мнению Шаскольского, в конечном итоге это может привести к росту себестоимости продукции во всех отраслям экономики и «неконтролируемому росту инфляции».

Реклама на Forbes
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021