К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Госдума прописала план работы над законопроектом ЦБ о цветоделении компаний по рискам


Госдума приняла в первом чтении законопроект ЦБ о платформе «Знай своего клиента», который предлагает банкам разделить клиентов по трем категориям рисков. В постановлении Думы депутаты прописали, по каким направлениям его предстоит доработать следующему созыву. Банковское сообщество отмечает, что проект перекладывает на них обязанности госорганов и крайне затратен

Госдума в первом чтении приняла проект закона о платформе Центробанка «Знай своего клиента», который предлагает банкам разделить компании по трем категориям рисков на «красных», «желтых» и «зеленых». Проект уже отзывался для доработки, а после первого чтения палата приняла постановление, в котором прописала, что с ним предстоит сделать новому депутатскому корпусу уже осенью, пишет «Коммерсантъ».

Первоначальный вариант законопроекта вызвал массу замечаний со стороны банковского сообщества, но претензии остались и к его новому варианту. В своем отзыве на законопроект Ассоциация банков России (АБР) предлагала госорганам самостоятельно ограничивать деятельность высокорискованных юрлиц, а не перекладывать это на банки. По данным Центробанка, доля клиентов высокого уровня риска не превышает 0,7% от общего числа субъектов предпринимательской деятельности, что составляет около 50 000 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Предпочтительным, по мнению АБР, представляется применение процедуры принудительной ликвидации для такой категории клиентов. В Центробанке сообщили, что законопроект будет дорабатываться с участием заинтересованных сторон, в том числе с учетом предложений экспертного сообщества. «Ожидаем принятия законопроекта в окончательной редакции в начале осенней сессии Госдумы в 2021 году», — заявили в ЦБ.

«Не мы их в красный цвет покрасили»: ЦБ предложил поделить клиентов банков на три зоны риска

 

Как рассказал вице-президент АБР Алексей Войлуков, существует Общенациональный план действий, обеспечивающий восстановление занятости и рост экономики. В одном из его разделов есть пункт о том, что издержки хозяйствующих субъектов будут снижаться путем создания ЦБ платформы «Знай своего клиента». Сроком указан декабрь 2021 года. «ЦБ необходимо реализовать эту задачу в этом году», — пояснил Войлуков. По словам главы Национального совета финансового рынка (НСФР) Андрея Емелина, при принятии этого законопроекта в первом чтении произошел «редкий случай». Емелин назвал так то, что специально для нового состава Думы в постановление палаты «внесены ключевые направления необходимой доработки проекта».  Согласно им, необходимо законодательно закрепить, что сервис «Знай своего клиента» носит рекомендательно-информационный характер, а также установить определенный срок, на который ограничивается деятельность клиента банка, признанного высокорискованным, и другие моменты. В отзыве правительства на законопроект отмечается, что используемое в нем понятие «подозрительные операции» следует скорректировать. В нем говорится, что в законе предусмотрен ряд исключений, когда со счета юрлица с высоким уровнем риска можно совершать операции, например, для выплаты зарплаты или уплаты налогов, правительство предлагает расширить этот перечень.

РБК: ЦБ отказался от проекта единой базы компьютеров и смартфонов

По словам Емелина, логично, что окончательное принятие законопроекта перенесено на осень. «В первом варианте проекта основную претензию вызывала норма о списании средств компаний из «красной» категории в пользу бюджета без суда. Из принятого варианта закона она исключена, но легче компаниям не станет — их средства будут без суда заморожены, и они смогут вернуть свои деньги только через ликвидацию», — рассказал Емелин. Для банков, по словам главы НСФР, наиболее затратной нормой может стать обязанность проверять категорию риска («красная» — высокий риск, «желтая» — средний, «зеленая» — низкий) не только каждого клиента, но еще и его контрагента. Делать это предписывается до совершения операции, что делает процесс дороже и медленнее. «Многие формулировки проекта также вызывают вопросы, например, «подозрительные операции», к которым предлагается относить операции с любыми преступными целями. Следовало бы наделить полномочиями ФНС совместно с ЦБ и Росфинмониторингом через суд ликвидировать организации, причастные к преступной деятельности», — отметил собеседник газеты.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+