Власти снова задумались о штрафах за превышение скорости на 10 км/ч

Правительство вернулось к идее снижения до 10 км/ч порога, после которого водитель получает штраф за превышение скорости в городе. Сейчас штраф платят те, кто разгоняется на более чем 20 км/ч от установленной скорости

Правительство вернулось к обсуждению снижения нештрафуемого порога превышения скорости, пишет «Коммерсантъ». Издание называет эту инициативу одной из самых резонансных идей в области безопасности движения.

Вице-премьер Марат Хуснуллин, который возглавляет комиссию правительства по безопасности дорожного движения, поручил МВД и Минтрансу до 1 августа предоставить «согласованную позицию» по вопросу снижения в городах нештрафуемого порога скорости с 20 до 10 км/ч. С соответствующим протоколом заседания комиссии ознакомился «Ъ», наличие поручения подтвердил изданию и официальный представитель Хуснуллина.

Штрафное лобби. Чем обернется снижение допустимого порога превышения скорости

Штраф за превышение на 10 км/ч исключили из КоАП с 2013 года, сейчас водителей штрафуют только за превышение скорости от 20 км/ч. На следующий год после отмены этого штрафа ГИБДД пыталась его вернуть, а МВД даже подготовило соответствующий законопроект, который не дошел до Госдумы, пишет «Ъ». В 2018 году с этой инициативой вышел заммэра Москвы Максим Ликсутов, а в 2019 году ГИБДД предложила штрафовать за такое превышение на 1500 рублей. В декабре 2019 года бывший премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что от нового штрафа могут пострадать водители, у которых не было намерений нарушать ПДД.

«Автомобиль дает ложное ощущение безопасности»: глава Дептранса Москвы Максим Ликсутов, CEO «Яндекс.Такси» и основатель VisionLabs — о будущем транспорта

Обсуждение инициативы возобновилось по инициативе Ликсутова, уточняет газета, называя Дептранс Москвы главным лоббистом возвращения этого штрафа. Ведомство считает, что это поможет повысить безопасность движения. В 2020 году в интервью Forbes Ликсутов рассказывал, что на улицах в городах нештрафуемый порог должен быть снижен до 10 км/ч, а на вылетных магистралях и скоростных дорогах его можно сохранить в существующем виде (20 км/ч). «Без этого не выполнить требований президента, который поручил правительству и главам субъектов стремиться к нулевой смертности на дорогах. И это такая вещь, которая точно повлечет за собой снижение количества ДТП со смертельными случаями», — пояснил тогда вице-мэр Москвы.

Видеокамеры помогут штрафовать водителей за отсутствие ОСАГО

Пресс-служба департамента утверждает, что снижение этого порога позволит усилить контроль за соблюдением правил дорожного движения, повысить дисциплину водителей и сконцентрировать их внимание на условиях дорожного движения. «По статистике ВОЗ, при движении автомобиля на скорости 50 км/ч вероятность летального исхода (при наезде на пешехода. — Forbes) для взрослого человека составляет 20%. А при фактически допустимых сейчас в России 80 км/ч (в городах, с учетом нештрафуемого порога) эта вероятность увеличивается сразу на 60%. Если же взять улицы, где разрешено ехать 80 км/ч, а с нештрафуемым порогом — все 100, у пешехода вообще нет шансов выжить», — сообщил представитель ведомства.

В докладе Всемирной организации здравоохранения, данные которого привела пресс-служба департамента, перечисляются и другие факторы, которые влияют на безопасность дорожного движения. В их числе: 

  • небезопасная дорожная инфраструктура;
  • управление автомобилем в нетрезвом виде; 
  • вождение без мотоциклетных шлемов (речь о двухколесном транспорте), ремней безопасности и детских удерживающих устройств;
  • несоблюдение стандартов безопасности для автомобилей. 

Хитрый паркомат. Как власти мегаполисов зарабатывают на штрафах

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов отметил, что это крайне чувствительная для населения тема, в которой нельзя принимать неправильных решений. По его словам, в прошлом году в Москве было вынесено больше 30 млн штрафов за превышение скорости на 20–40 км/ч. Таким образом, только в столице новый штраф могут получить несколько десятков миллионов водителей, которые привыкли ездить по принципу «+20 км/ч разрешено», поясняет он. Но главной проблемой эксперт называет «рваный скоростной режим», когда за знаком ограничения скорости «80» стоит «60», после — «40» и затем снова «80». Он отмечает, что такая расстановка знаков встречается часто. По его словам, нештафуемый порог защищает водителей от неоправданных ограничений.

Снижать порог с 20 км/ч на 10 км/ч можно после тщательного аудита уже введенных ограничений скорости, считает эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман. По его словам, «запас» в дополнительные 10 км/ч позволяет потоку идти с более высокой скоростью там, где ограничения избыточны, и минимизировать время нахождения на встречной полосе при обгоне. 

Узда лихачам. Скоростной режим на дорогах определит погода

По данным издания, эксперты уже обращали внимание, что власти некоторых регионов ограничивали скорость сразу с учетом нештрафуемого порога. Минтранс Московской области несколько лет назад поставил на региональных дорогах знаки «50», подразумевая, что по факту поток будет двигаться 70 км/ч, пишет «Коммерсантъ». Аналогичная ситуация в Татарстане, где на многих дорогах в населенных пунктах стоят знаки 40 км/ч с камерами, что обеспечивает фактическую скорость в 60 км/ч, отмечает газета.

МВД несколько раз меняло свою позицию по данному вопросу: в 2019 году глава ГИБДД России Михаил Черников говорил, что «недопустимо» пользоваться нештрафуемым порогом, в том же году первый замглавы МВД Александр Горовой направлял в правительство письмо о том, что нештрафуемый порог надо снижать. Однако в декабре 2019 года глава МВД Владимир Колокольцев заявил, что ведомство не поддерживает эту инициативу.

 

Дополнительные материалы

10 самых нелепых запретов в мире