«Проект Волан-де-Морт»: создатели Snapchat годами копили компромат на Facebook

Власти США ведут антимонопольное расследование в отношении Facebook и пытаются выяснить, какими методами компания достигла своего доминирующего положения. Помочь им может разработчик Snapchat. Как выяснила WSJ, компания, отклонившая предложение Марка Цукерберга о поглощении, годами собирала компромат на соцсеть

Федеральная торговая комиссия США ведет антимонопольное расследование в отношении Facebook, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на источники. Они утверждают, что в рамках дела власти разговаривают в том числе с действующими и прошлыми конкурентами соцсети. Их цель — понять, как Facebook вела себя на рынке и насколько честной была конкуренция с ее стороны.

Федеральная торговая комиссия в последние месяцы контактировала с десятками руководителей технических компаний и разработчиков приложений, говорят источники. Кроме того, власти общались с руководителями стартапов, которые перестали существовать после того, как потеряли доступ к платформе Facebook, и с основателями, которые продали свои компании соцсети, говорят собеседники WSJ.

Руководство Facebook обеспокоено тем, что конкуренты могут рассказать властям что-то, что навредит компании, сообщили источники газеты. По их словам, в компании уже думают, как улучшить отношения с соседями по Кремниевой долине.

Высокие отношения со Snap

Одна из компаний, которые сотрудничают с властями, — Snap Inc., разработчик мессенджера Snapchat. Несколько лет назад основатель и глава Facebook Марк Цукерберг предлагал за Snapchat $3 млрд, но его предложение было отвергнуто.

Почему основатели Snapchat отказались от $3 млрд Цукерберга 

Как рассказали источники WSJ, юристы Snap за несколько лет собрали целое досье по методам, которые использовал Facebook в конкурентной борьбе. В Snap эту информацию называют «проект Волан-де-Морт» (Project Voldemort, в честь главного злодея серии книг о Гарри Поттере, который хотел стать бессмертным, расколов свою душу и вложив осколки в несколько предметов, крестражей), пишет издание,

Один из предметов расследования комиссии — приложение Facebook по анализу трафика Onavo. Через него компания могла тайно отслеживать действия пользователей на их смартфонах, оно прекратило работу в 2019 году. Благодаря программе Facebook мог отслеживать, насколько быстро растет популярность Snapchat, отмечает WSJ. Представитель Facebook заявила, что приложение ничем не отличалось от аналогов.

Другой предмет расследования — пытался ли Марк Цукерберг купить стартапы, которые в будущем могли стать конкурентами его компании. WSJ приводит пример: Цукерберг встречался с основателем Snap Эваном Шпигелем и сооснователем Foursquare Деннисом Краули и поставил условие: либо они соглашаются на предложенную цену, либо Facebook копирует их технологии и становится конкурентом. После того, как те отказались, Facebook действительно представил похожие функции: для Snap, например, это Stories, фильтры и стикеры.

Прирожденные убийцы: как Amazon, Google и Facebook избавляются от стартапов

 

Представитель Facebook на это сказала WSJ, что пользователи получили более широкий выбор сервисов со схожими возможностями. Snap отреагировал на действия Facebook с юмором: выпустил фильтр, который был доступен только людям в штаб-квартире Facebook. Фильтр показывал привидение с логотипа Snapchat, которое смеялось и показывало на пользователя — то есть, вероятнее всего, сотрудника Facebook.

Руководство Snap уверено, что Facebook ограничивал распространение Snapchat в Instagram. В частности, блокировал поиск по хэштегу #snapchat и названиям фильтров и масок. Кроме того, администрация Instagram не позволяла контенту из Snapchat появляться на странице трендов. Facebook также принуждал блогеров не упоминать Snapchat и не давать на него ссылки, в противном случае угрожали отнять статус верифицированного аккаунта, пишет WSJ со ссылкой на файлы Snap.

Ловушка Facebook: почему сооснователь WhatsApp ушел от Цукерберга

Еще один пример — недопуск на рекламную площадку Facebook. Директор по развитию сервиса знакомств Ashley Madison Пол Кибл рассказал WSJ, что его компания потеряла возможность продвигаться в Facebook после того, как компания запустила свой дейтинг-сервис. Кибл добавил, что еще не общался с властями, но готов поделиться информацией.