Bloomberg узнал о тайной встрече ученых с предполагаемой дочерью Путина по поводу редактирования ДНК

Мария Воронцова, которую Bloomberg называет старшей дочерью президента России, тайно встретилась с ведущими российскими генетиками, выяснило агентство. Воронцова, как пишет Bloomberg, пользуется большим влиянием в вопросах биоэтики, и встреча была организована для того, чтобы донести до нее мнения ученых об эксперименте российского биолога с редактированием человеческого ДНК

Ведущие российские генетики и чиновники здравоохранения тайно встречались с предполагаемой старшей дочерью президента Владимира Путина, эндокринологом Марией Воронцовой, чтобы высказать ей аргументы за и против редактирования ДНК, сообщает Bloomberg со ссылкой на три источника, присутствовавших на мероприятии.

Совещание состоялось в Москве через шесть недель после того, как научный журнал Nature опубликовал статью с критикой деятельности российского биолога Дениса Ребрикова, который анонсировал эксперимент по программированию человеческих генов, отмечает агентство. Ребриков объявил, что намерен помочь семейной паре глухих предотвратить развитие наследственной патологии у их ребенка с помощью редактированию ДНК.

Что стоит за заявлением российского ученого о генетическом редактировании эмбрионов?

Эксперимент Ребрикова вызвал противоречивые мнения в научном сообществе, и «полагая, что в России только Путин может решить, как регулировать зарождающуюся технологию», ученые организовали совещание с участием Воронцовой, чьи взгляды на вопросы биоэтики становятся все более влиятельными, пишет Bloomberg.

По словам источников агентства, Воронцова в течение трех часов внимательно выслушивала аргументы за и против эксперимента Ребриковым, но не стала ясно поддерживать ту или иную сторону. Присутствовавшие на встрече сторонники биолога заявили агентству, что сохраняют оптимистичный настрой после встречи, поскольку, хотя Воронцова и не дала четкого ответа, но согласилась с тем, что научный прогресс нельзя остановить. По ее мнению, редактирование человеческой ДНК должно быть запрещено в частном секторе и ограничено государственными учреждениями для максимального контроля, пересказали собеседники Bloomberg.

Те, кто не одобряет исследование Ребрикова, опасаются, что если его исследование получит поддержку в Минздраве, это подтолкнет других ученых к проведению рискованных экспериментов со сперматозоидами, яйцеклетками и эмбрионами. «Эта ситуация полностью аналогична разработке атомной бомбы», — цитирует их агентство.

Медицинский гипермаркет дочери президента: Русская служба Би-би-си рассказала о бизнесе Марии Воронцовой

По утверждению одного из высокопоставленных чиновников, который тоже был на встрече, учитывая возможные опасные последствия редактирования ДНК, окончательное решение по этому вопросу примет сам Путин. Мария Воронцова не ответила на запрос журналистов, а пресс-секретарь главы государства отказался комментировать редактирование генов, заявив, что это не «президентский вопрос». Между тем в октябре 2017 года Путин высказывал свое мнение о генетическом программировании. «Можно практически представить, что человек может создавать человека с заданными характеристиками. Это может быть гениальный математик, это может быть гениальный музыкант, но может быть и военный – человек, который может воевать без страха, без чувства сострадания и сожаления, без боли. Вы понимаете, человечество может вступить – и, скорее всего, вступит в ближайшее время – в очень сложный и ответственный период своего развития и существования. И вот то, о чем я сейчас сказал, может быть страшнее ядерной бомбы», – говорил президент.

Министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила Bloomberg, что судьбу исследования Ребрикова решит комитет по этике, поскольку одобрение его работы — это «сложный вопрос».

В 2016 году The New Times написал, что Мария Воронцова — старшая дочь президента, однако Кремль ни разу публично не подтверждал эту информацию. Весной 2019-го Воронцова вошла в совет по реализации Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий.

Генетические хакеры. Как молодые биотехнологи хотят заработать миллиарды на редактировании жизни