Повороты
Алмазы в розницу
В мае 2004 года Forbes (№2) писал о выходце из советского Узбекистана, израильском предпринимателе Льве Леваеве, крупнейшем в мире огранщике бриллиантов, которому удалось нарушить монополию De Beers. «Я — единственный владелец вертикально интегрированного алмазного бизнеса в мире», — заявлял тогда Леваев в интервью Forbes. Предприниматель продолжает строительство своего бизнеса — заключил партнерство с бразильским торговцем ювелирными изделиями, компанией H. tern. К 2010 году партнеры намерены открыть 50 ювелирных магазинов под маркой H. Stern в России и других странах бывшего СССР. Затраты на проект составят $100 млн. Кроме того, Леваев намерен открыть этим летом в Лондоне магазин под собственным именем. Он также имеет договор с Bulgary о поставке камней для новой коллекции этой марки. Этот верующий иудей также обратил свой взор и на Лас-Вегас, став крупнейшим инвестором в этом грешном городе, — он намерен построить здесь казино, отель и молл. За последний год состояние Леваева, по оценке Forbes, увеличилось c $2 млрд до $2,6 млрд.
— Леа Голдман
Два месяца спустя
Слияние квадратных метров
Работая над рейтингом 30 крупнейших владельцев коммерческой недвижимости Москвы (февраль 2006-го), мы обратили внимание на успехи АО «Моспромстрой» (№13 нашего списка). Доставшиеся компании по наследству от советского треста «Главмоспромстрой» разрозненные офисные помещения класса «B» и «C» в центре Москвы приносят мизерные деньги. Зато «Моспромстрой» владеет зданиями трех московских гостиниц Marriott и двух Holiday Inn. Только эти объекты дали компании в 2005 году свыше $40 млн, общая выручка «Моспромстроя», с учетом строительного бизнеса, превышает $400 млн. Не мы одни отметили успехи «Моспромстроя». Группа БИН (№4 нашего списка крупнейших владельцев недвижимости), контролируемая братьями Михаилом и Саитом Гуцериевыми, скупила 35% акций «Моспромстроя». В марте БИН получила в управление на год еще 24,5% акций «Моспромстроя», принадлежащих правительству Москвы. Через год, если БИН справится с управлением «Моспромстроем», столичные власти отдадут свой пакет акций в собственность Гуцериевым.
— Мария Абакумова
Шесть месяцев спустя
«Евросеть» дорожает
Forbes писал в октябре, что расходы «Евросети» на развитие розницы как минимум на треть превышают доходы компании. Совладельцы «Евросети» Евгений Чичваркин и Тимур Артемьев влезли в долги с тем, чтобы в сжатые сроки выстроить крупнейшую розничную сеть по торговле портативной электроникой и вывести компанию на IPO. Но тогда «Евросеть» стоила дешево — руководитель аналитического управлении ФК «Уралсиб» Константин Чернышев оценил ее в $100–150 млн. Мы писали, что перед походом на биржу следует серьезно изменить компанию: прекратить торговлю товарами неясного происхождения, повысить прибыльность бизнеса, завоевать доверие клиентов и финансистов. За полгода сделано, по всей видимости, немало. В марте Чичваркин и Артемьев продали 7,53% акций «Евросети» той же ФК «Уралсиб» за $50 млн. Судя по этой сделке, вся компания стоит уже свыше $660 млн, что не предел. «Эта сделка повысит оценку акций «Евросети», когда речь пойдет об IPO», — прокомментировал события Евгений Чичваркин.
— К. В.