К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Почему налог на выезд из страны не поможет внутреннему туризму

Фото Алексея Павлишака / ТАСС
Фото Алексея Павлишака / ТАСС
Налог на пересечение российской границы не решит главные проблемы внутреннего туризма — неразвитой инфраструктуры и отсутствия прямых рейсов

Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «Аванти», которую возглавляет Умар Джабраилов, выступила с предложением ввести налог на пересечение российской границы — 500 рублей. Письмо с предложением ассоциация направила на имя спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. Плату за пересечение границы авторы инициативы предлагают взимать как с россиян, так и с иностранцев. Согласно замыслу, вырученные средства направлялись бы на развитие внутреннего туризма.

Предложение уже вызвало критическую реакцию в Ростуризме. «Ведомство считает неотъемлемым право граждан России свободно выбирать направления турпоездок в соответствии со своими желаниями и возможностями. В этой связи Ростуризм не поддерживает инициативу по введению налога на выезд при пересечении госграницы», — заявили в пресс-службе ведомства (цитата по РБК).

Подорожная Соловья-разбойника

«Сама по себе идея не слишком привлекательна, и я не думаю, что такая инициатива была бы положительно воспринята. Но была бы от нее практическая польза для внутреннего туризма? — задается вопросом гендиректор «Союза турагентств» Сергей Агафонов. — Согласно статистике, ежегодно за рубеж выезжают примерно 6 млн россиян, помножим на 500 рублей, получим 3 млрд рублей. Конечно, это немаленькая сумма. Но если поделить ее на все возможные направления такой большой страны, как наша, она растворится без остатка. Кроме того, вызывает опасение нецелевое использование собранных средств».

 

По мнению президента «Российского союза туриндустрии» (РСТ) Сергея Шпилько, вопрос носит «скорее гуманитарный, чем экономический характер». «Сама по себе подобная идея до последнего времени рассматривалась бы в развитых странах как моветон. Фактически это сбор за конституционно гарантированную свободу передвижения. А в России такой сбор может быть расценен как завуалированный «налог на богатых», — говорит он. Впрочем, теперь перед глазами пример Японии, которая ввела сбор на выезд из страны, чтобы профинансировать строительство инфраструктуры к Олимпиаде 2020 года, указывает Шпилько. С января этого года японские власти взимают плату в размере 1000 иен ($9,2) на выезд из страны иностранных туристов — сбор включен в цену обратного билета на самолет или судно.

С прошлого года в порядке эксперимента на Ставрополье, Кубани и Алтае начали взимать курортный сбор, напомнил Шпилько. «Это другая тенденция в данной области. Уже осенью прошлого года был поставлен вопрос о туристическом сборе в Санкт-Петербурге. Хотя вопрос о  распространении курортного сбора на другие регионы обещали рассмотреть по итогам четырехлетнего эксперимента», — говорит эксперт. По словам Шпилько, подобная практика существует в Европе, но там сбор взимается за уже созданную инфраструктуру в успешных в туристическом отношении регионах. В России же в условиях острейшего дефицита региональных бюджетов он может стать чем-то вроде сбора Соловья-разбойника за право проезда через территорию каждого региона, предупреждает Шпилько.

 

Глобальные проблемы

Количество туристов, посещающих регионы России, растет, по итогам летнего сезона 2017 года оно увеличилось на 15%. По мнению главы Ростуризма Олега Сафонова, внутренний туризм становится привлекательным на фоне снижения курса рубля.

«В последние несколько лет мы наблюдаем положительную динамику в сфере внутреннего туризма, — подтвердил Сергей Агафонов. — Операторы хорошо освоили пакетные туры по «пляжным» направлениям России. Теперь начинают появляться пакетные предложения по Дальнему Востоку, Байкалу. Это привлекает внимание потенциального покупателя, так как пакет услуг, предложенный оператором, обойдется дешевле самостоятельного бронирования. Кроме того, человек сразу видит, сколько он заплатит и что за эти деньги гарантированно получит».

Всплеск внутреннего туризма произошел на фоне закрытия Турции и Египта в 2015 году и носил кратковременный характер, считает пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина: «В 2014 году произошла история с Крымом, потом оказались закрыты Турция и Египет. Конечно, регионы стали рапортовать о небывалом развитии внутреннего туризма. Однако, когда Турцию вновь открыли — люди поехали отдыхать туда. Чиновники заявляют, что внутренний туристический поток не снижается, однако это зависит от того, как считать, — зачастую в число «туристов» записываются вообще все приезжающие в регион».

 

По словам Тюриной, в России есть направления, пользующиеся устойчивым спросом: «Это морские курорты: Сочи, Краснодарский край, Крым, Анапа. Хотя отдых там зачастую обходится несколько дороже, чем в Турции, комфорт пребывания в своей стране для людей является значимым фактором. Другие направления испытывают массу проблем. Основные — это неразвитость местной инфраструктуры и отсутствие прямых межрегиональных рейсов. Приходится летать через Москву, а это удорожает поездку».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+