К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Индекс потребительского доверия россиян достиг исторического минимума

Фото Michael Gottschalk / Photothek via Getty Images
Фото Michael Gottschalk / Photothek via Getty Images
Российские покупатели не испытывают оптимизма насчет состояния экономики: по итогам первого квартала года индекс потребительского доверия упал до небывало низкой отметки в 62 пункта. Одновременно большими темпами растет кредитование

О снижении потребительского доверия до исторического минимума говорится в исследовании The Conference Board и Nielsen, с которым ознакомился «Коммерсантъ». За последние пять лет показатель упал на 21 пункт: в 2014 году он находился на уровне 83 пунктов. Предыдущий минимум в 63 пункта был в первом и четвертом квартале 2016 года.

К текущему падению индекса привело ухудшение двух из трех определяющих его критериев. Во-первых, снизилась на 5 п. п. доля россиян, которые ожидают «хороших» или «отличных» финансовых перспектив на ближайшие полгода – теперь таких 25%. Во-вторых, с 21% до 14% сократилось число потребителей, готовых тратить деньги. Число тех, кто оптимистично оценивает перспективы на рынке труда на ближайшие шесть месяцев, напротив, выросло на 2 п. п. до 20%.

Согласно измерениям ВЦИОМ, рекордно низким индекс потребительского доверия был в первом квартале 2015 года. С июля 2018-го показатель в основном снижался, достигнув минимума за четыре года в январе, однако в феврале отыграл три пункта и остался неизменным в марте и апреле.

 

The Conference Board и Nielsen также отмечают, что больше людей теперь стремятся экономить: их доля выросла в первом квартале на 7 п. п. и  составила 69%. На те же 7 п. п. сократилась доля тех, у кого есть свободные деньги. Это привело в том числе к бурному росту необеспеченных кредитов: как заявил первый зампред Центробанка Дмитрий Тулин, «люди уже, наверное, устали дальше вести такой аскетический образ жизни». По мнению Тулина, «часть населения берет потребительские кредиты, чтобы хотя бы поддерживать уровень потребления».

Россияне в первом квартале взяли 1,9 трлн кредитов, из которых больше половины – как раз нецелевые необеспеченные кредиты, которых выдали на четверть больше, чем за тот же период 2018 года, приводят данные Frank RG «Ведомости». У ЦБ вызывает опасения скорость роста кредитования: там допускают, что ситуация окажется «ловушкой и для населения, и для банков».

 

Опрошенные «Ведомостями» эксперты указывают на опасность долгосрочности выдаваемых кредитов. Так, аналитик Fitch Александр Данилов указывает, что на длинной дистанции возрастают риски невозврата долга, а залог банк не получает. Данилов не исключает повторения кризиса розничного кредитования 2014 года, когда из числа наиболее дорогих кредитов каждый четвертый не возвращался, пишет газета. Кризис пятилетней давности вспоминает и первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский: «Память о проблемах 2014 года оказалась короткой».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+