К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Выборы без Путина и «Единой России». Главные политтехнологии кампании-2019

Фото Андрея Никеричева / Агентства городских новостей «Москва»
Фото Андрея Никеричева / Агентства городских новостей «Москва»
Нынешняя избирательная кампания запомнится отказом власти от бренда «Единой России» в ряде регионов, отсутствием президентских поездок к переизбираемым кандидатам, тотальным снятием сильных оппозиционеров, беспрецедентной жесткостью при подавлении протестов и перемещением электоральной активности в соцсети

В единый день голосования 8 сентября пройдут выборы 16 губернаторов. В 13 регионах, в том числе в Москве, состоятся выборы депутатов заксобраний.

Выборы без «Единой России»

Из врио губернаторов, которым предстоит избраться на прямых выборах, только 10 решили выдвинуться от «Единой России»: в Башкирии (Радий Хабиров) и Калмыкии (Бату Хасиков), Волгоградской (Андрей Бочаров), Вологодской (Олег Кувшинников), Курской (Роман Старовойт), Липецкой (Игорь Артамонов), Мурманской (Андрей Чибис), Оренбургской (Денис Паслер) областях, Забайкальском (Александр Осипов) и Ставропольском (Владимир Владимиров) краях.

Шестеро врио глав регионов решили идти на выборы как самовыдвиженцы — Игорь Бабушкин (Астраханская область), Олег Хорохордин (Республика Алтай), Александр Беглов (Санкт-Петербург), Валерий Лимаренко (Сахалинская область), Алексей Текслер (Челябинская область), Вадим Шумков (Курганская область).

 

На выборах в Мосгордуму «Единая Россия» не выдвинула ни одного кандидата. Даже глава московского отделения единоросов Андрей Метельский, спикер Мосгордумы Алексей Шапошников и глава партийной фракции в столичном парламенте Степан Орлов идут на выборы в качестве самовыдвиженцев.

 

Евгений Минченко, политолог: Тут история чисто политтехнологическая. Там, где низкий уровень поддержки «Единой России» и высокий уровень протеста, идут самовыдвиженцами. Там, где рейтинги «Единой России» выше, а уровень протеста ниже, идут от «Единой России». Первый случай — это Александр Осипов (врио главы Забайкальского края, который идет на выборы как самовыдвиженец. — Forbes), у которого вообще самый протестный регион страны. Второй случай — Радий Хабиров (врио главы Башкирии, выдвинут «Единой Россией». — Forbes) или Денис Паслер (врио главы Оренбургской области, выдвинут «Единой Россией». — Forbes).

Александр Кынев, политолог:  Партийный бренд имеет значение, когда расширяет электоральное поле, то есть приносит некие голоса. Когда он поле сужает, то пользы от него никакой и его пытаются избегать. У «Единой России» очень высокий антирейтинг, особенно в крупных городах. Поэтому именно в протестных регионах (Москва, Хабаровский край, Иркутск, Чита и т.д.) в этом году «Единая Россия» даже если и выдвигает кандидатов на разных уровнях, то они в ходе кампании вообще о партии не упоминают из-за нежелания ассоциироваться с ней, потому что немедленно им начинают задавать вопросы, связанные, например, с пенсионной реформой. То есть претензии к партии моментально становятся претензиями к конкретному кандидату. Общественные настроения меняются в негативную для партии сторону, особенно в крупных городах и регионах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Там, где все более или менее благополучно и есть жесткий контроль, партия не переживает. А там, где есть конкуренция, очень большие проблемы, потому что ярлык «Единой России» фактически делает для кандидатов невозможным расширение поля поддержки. Я сильно сомневаюсь, что такая технология принесет результат. Думаю, что там, где избиратель более продвинутый, например, в Москве, это поможет не сильно, потому что ассоциация с властью очевидна.

 

Борис Макаренко, президент Центра политических технологий: Это тактический прием кампании. Многие кандидаты считали, что на фоне падения рейтинга «Единой России», когда именно на партию возлагается значительная часть негатива, протестных настроений и недовольства властью, выступать под этим флагом не очень выигрышно. На выборах в Мосгордуму более выигрышной была бы более гибкая стратегия, когда какие-то кандидаты, которые уже давно являются депутатами и всем известно, что они от «Единой России», шли бы от партии. Но по факту так и происходит. Такие кандидаты, как Александр Семенников (самовыдвиженец, депутат четырех последних созывов Мосгордумы от партии «Единая Россия». — Forbes), в любом случае называют себя единороссами, используют в своей агитации партийную символику. И здесь прав Метельский, когда говорит, что сбор подписей — это возможность де-факто начать кампанию раньше и напомнить о себе избирателю.

Косметика из КНДР, дешевые аптеки и автосервис: какой бизнес развивают кандидаты в депутаты Мосгордумы

Путин не поддержал

В эту избирательную кампанию президент Владимир Путин не ездил активно в предвыборные регионы. Из 16 субъектов, где пройдут прямые выборы губернаторов, президент побывал только в трех — Крыму, Челябинске и Санкт-Петербурге. С главами других регионов он встречался либо в Кремле либо в своей резиденции в Ново-Огарево. Похожей ситуация была и в 2018 году. Тогда Путин посетил только три региона из 22, где проходили губернаторские выборы, а с главами остальных регионов встретился в Москве. Гораздо активнее он был в 2017 году — во время избирательной кампании побывал в 12 регионах. При этом в 2015-м Путин посетил всего один регион и принял у себя в Ново-Огарево двух врио губернатора.

 

Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика»: Конечно, встречи с президентом и его визиты в регион — это технология, которая должна помочь кандидату от власти на выборах. При этом есть ощущение, что в последнее время первые лица стараются держаться от региональных избирательных кампаний подальше. В случае президента может сказываться и воспоминание о многократной поддержке им в прошлом году врио главы Приморья Андрея Тарасенко, который все равно фактически проиграл выборы. Если в 2017 году Путин посетил 80% регионов, где проходили губернаторские выборы, то потом этот показатель упал ниже 20%.

Аббас Галлямов, политолог: Здесь можно говорить скорее не о политтехнологии, а об использовании админресурса. Политтехнологией можно называть механизм ведения кампании, который доступен всем политикам — в том числе и оппозиционным. А здесь речь идет о вещи, доступной только кандидатам от власти.

Слабые оппоненты власти

В ряде регионов, в том числе в Москве, с выборов сняли сильных оппонентов кандидатов власти. Не были зарегистрированы, например, депутат Госдумы от ЛДПР Александр Шерин, собиравшийся участвовать в выборах губернатора Липецкой области, депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Шеин (шел как самовыдвиженец), выдвигавшийся в главы Астраханской области. В Забайкальском крае у врио губернатора Александра Осипова среди конкурентов нет ни одного выдвиженца от парламентских партий. На выборах в Мосгордуму произошло почти тотальное снятие кандидатов от демократической оппозиции.

 

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов: Нынешний внутриполитический блок АП отошел от принципов конкурентности и легитимности выборов, декларируемых предыдущей администрацией. Можно вспомнить участие Алексея Навального в выборах мэра Москвы в 2013 году, победу коммуниста Сергея Левченко на губернаторских выборах в Иркутской области в 2015 году, а также поражение «Единой России» на выборах в райсовет Балтийска Калининградской области — партия власти тогда не получила ни одного мандата. Судя по тому, что где-то, как в Забайкалье, не регистрировали кандидатов от парламентских партий, а где-то кандидатов не допускали выборочно (как на Сахалине, например), общей схемы из Москвы не предлагалось и все решалось индивидуально.

Шашлык вместо митинга

На акции протеста, последовавшие после снятия оппозиционных кандидатов, московские власти начали отвечать бесплатными концертами звезд. Так, 27 июля в Парке Горького прошел фестиваль «Бургер фест», 3 августа — «Шашлык Live», 10 августа — Meat&Beat.

Глеб Кузнецов, политолог: Проведение массовых праздников в дни оппозиционных выступлений — абсолютно обычная история. Делается это для того, чтобы показать — условное «московское варенье» интересует людей существенно больше, чем оппозиционеры. Дискутировать о результативности этих действий можно только если четко определить понятие этой самой «результативности». Разубедили ли праздники и фестивали оппозиционно мыслящих людей? Добавили ли лояльности властям в разных средах? Безусловно, нет. Создали ли праздники альтернативную повестку и альтернативную картинку оппозиционным мероприятиям? Безусловно, да.

 

***

На акции протеста власть ответила не только концертами, но и жесткими разгонами. Такого числа задержанных столица не видела даже во время несогласованной акции «Он вам не Димон» (26 марта 2017 года, тогда, по данным «ОВД-Инфо», были задержаны 1043 человека). Во время акции 27 июля был установлен новый рекорд. По данным того же «ОВД-Инфо», в автозаках оказались 1373 человека. МВД сообщало о 1074 задержанных. Впрочем, политологи единодушны во мнении: жесткие разгоны — это не политтехнология.

Евгений Минченко: Нет, это не политтехнология, а полицейские меры.

Александр Кынев: Нет, это не политтехнология, а как раз нечто совершенно из другой сферы. Если считать способом лечения болезни гильотину, то в этом смысле да. А в остальном — нет. То, что происходило в Москве, — это истеричное поведение, которое носит саморазрушающий характер. И политтехнологи никогда бы в жизни на такое не пошли. В данном случае это не ответственность технологов — это ответственность фельдфебелей.

 

Борис Макаренко: Если бы я считал это политтехнологией, то повесил бы большой амбарный замок на дверь своего центра, который называется Центр политических технологий.

Политика уходит в соцсети

Эта предвыборная кампания запомнится также более активным использованием интернет-технологий.

Евгений Минченко: Из того, что новое, под номером один — работа с образом и персональный тренинг кандидата, рассчитанный на личную коммуникацию с избирателями — как прямую, так и через механизм социальных сетей. Второе — это вирусное видео, которое активно используется почти всеми кандидатами в губернаторы. Третье — прямая коммуникация с избирателями через свой аккаунт в соцсетях, у подавляющего большинства [кандидатов] — через Instagram. А также использование мессенджеров, в первую очередь WhatsApp и Telegram, для рассылок, для организации, коммуникации и т.д. Роль Telegram как средства внутриэлитной коммуникации и борьбы также растет, несмотря на то, что предрекали его падение.

Александр Кынев: Никаких других новых технологий на этих выборах я не вижу. Просто постепенно растет использование технологий, связанных с интернетом, мессенджерами. Это происходит давно, но сейчас стало более заметно, поскольку в этих выборах участвует большое количество новых молодых кандидатов. Связь здесь прямо пропорциональна возрасту кандидата. Чем больше кандидатов новых поколений участвует в выборах, тем больше тех, кто использует онлайн-технологии для дискуссий, фандрайзинга и более креативной агитации.

 

Борис Макаренко: Все более широкой становится линейка тактических приемов, основанных на интернете, социальных сетях. Это скорее мелочи, тактические новшества, очевидные технологические новинки времени, которые уже вошли в другие сферы жизни и сейчас начинают применяться в избирательных кампаниях. В принципе, при столь невысоком уровне развития конкуренции больших стимулов для совершенствования электоральных технологий нет.

Марш, на котором никого не задержали. Фоторепортаж

Марш, на котором никого не задержали. Фоторепортаж

Фотогалерея «Марш, на котором никого не задержали. Фоторепортаж»
18 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+