Передышка для «дойных коров»: почему не стоит радоваться чудесному избавлению от новых справок для водителей

Фото Дмитрия Феоктистова / ТАСС
Очереди за медицинскими справками для водительских прав в Сочи Фото Дмитрия Феоктистова / ТАСС
Принятое после вмешательства Владимира Путина решение отложить введение новых медсправок не изменит ситуацию в целом. Власти продолжат смотреть на водителей как на источник увеличения своих доходов

В пятницу, 22 ноября, должен был вступить в силу приказ Минздрава, требующий от водителей при прохождении медкомиссии сдачи специальных анализов — якобы для выявления среди автолюбителей алкоголиков и наркоманов. С приближением этой даты люди бросились в медицинские учреждения, чтобы не платить втридорога. Да что там втридорога! По некоторым оценкам, дополнительный анализ крови на наличие наркотических веществ и биохимического следа злоупотребления алкоголем мог привести к подорожанию медкомиссии в двадцать раз.

Автомобильно-медицинский кризис оказался настолько острым, что потребовал вмешательства верховной власти: российский президент резко высказался по поводу нововведения, возмутившись столь высокой ценой медицинской услуги. Введение новых правил медосмотра было тут же отложено. Однако симптоматично уже то, что ситуация вообще успела развиться до такой острой фазы: в стране с принципиально ручным управлением главный управленец был фактически поставлен своими подчиненными перед свершившимся фактом.

Следует отметить, что новые правила лишь обострили кризис, который уже давно вступил в хроническую фазу. Как и в других сферах, в области безопасности дорожного движения реальное управление, предполагающее цельную стратегию и выверенную тактику, давно подменено имитацией. Само по себе правило, согласно которому водительское удостоверение подлежит обмену раз в десять лет (что, собственно, и является наиболее типичным основанием обращения за медицинской справкой), носит формально-имитационный характер. Оно, естественно, никак не предотвращает участия в дорожном движении больных, в том числе страдающих алкоголизмом или наркоманией, водителей. Но на этой процедуре до сих пор неплохо наживалось и государство (каждый обмен водительского удостоверения сопровождается уплатой госпошлины), и соответствующие медицинские учреждения, и коммерческие посредники, избавляющие водителей и медиков от хлопот общения друг с другом.

Автовладельцы уже давно превратились в «дойных коров». Вспомним исходящие от государственных органов и аффилированных с ними структур инициативы последнего времени, касающиеся дорожного движения. Практически все они влекут за собой значительное увеличение поборов с автомобилистов в виде штрафов, налогов, платы за парковку, проезд по отдельным дорогам и т. п. Естественно, что медицинский бизнес не захотел остаться в стороне от дележки лакомого пирога. Тем более что до сих пор автовладельцы сносили поборы достаточно покорно. Ворчали, конечно, но платили и на акции протеста не собирались.

Не стану предрекать, что сейчас мы имеем дело с каплей, которая способна переполнить чашу. Водители — люди долготерпеливые, и к тому же им всегда есть что терять. Скорее всего, после выступления президента чиновники и бизнесмены от здравоохранения временно сделают вид, что пошли на попятную. Но не будем обманываться.