Конец привычной «черной пятницы»: почему очереди на распродажи стали меньше

Фото Михаила Терещенко / ТАСС
Фото Михаила Терещенко / ТАСС
В этом году скидки в «черную пятницу» не вызвали появления огромных очередей даже в США, где праздник стал частью «американской психологии». Причина — в развитии онлайн-шоппинга и стремлении ретейлеров «переплюнуть» друг друга, из-за чего скидки начали появляться на несколько недель раньше

В этом году «черную пятницу» в США следует переименовать в «скучную», пишет Bloomberg. Агентство указывает, что пятничный шоппинг в этот раз мало напоминал то «безумие», которое раньше приводило к давке и появлению карнавальной атмосферы в торговых центрах. 

«Это более цивилизованный праздник, чем раньше», — заявила глава отдела международного ретейла консалтинговой компании Accenture Джилл Стэндиш. Она отметила, что не увидела свойственных прошлым годам ажиотажа и стремления попасть в магазин первыми, «нокаутируя» конкурентов. «Более спокойной» эту «черную пятницу» назвал и аналитик компании Cowen & Co. Оливер Чан. «Потребители больше покупают в начале месяца, но день остается важным элементом американской психологии», — заявил он агентству.

«Охотничий азарт исчез», — подытожила в общении с агентством жительница Южной Каролины Бэки Стрикланд, приехавшая в Нью-Йорк ради скидок в знаменитом торговом районе Геральд-сквер.

«Зачем идти в магазин?»

Одной из причин исчезновения очередей Bloomberg называет развитие онлайн-шоппинга. Так, занимающая корпоративной недвижимостью американская компания JLL сообщила, что в США с уменьшением числа посетителей столкнулись 40% традиционных магазинов.

В то же время онлайн-ретейлеры в очередной раз продемонстрировали активный рост. Провайдер автоматизированных систем продаж Salesforce прогнозирует, что траты на онлайн-шоппинг в «черную пятницу» в США в этом году достигнут $7,4 млрд — на 16% больше, чем в прошлом. Однако полная картина будет ясна, когда торговые сети опубликуют квартальные результаты.

$32 млрд за день: первые итоги «черной пятницы»

Аналитик Bloomberg Intelligence Дженнифер Барташус также отмечает «поколенческие изменения» в отношении к «черной пятнице». Она заявила, что покупатели в возрасте около 20 или 30 лет пользуются праздником, чтобы приобрести всего несколько товаров, уже изученных ими онлайн. Более взрослые люди склонны выбирать товары уже в магазине и запасаться ими, пояснила Барташус. «Если у вас нет необходимости идти в магазин, то зачем туда идти? Зачем кружить в поисках места для парковки?», — объяснила она логику покупателей. 

Разрыв между ретейлерами

В условиях растущей конкуренции со стороны Amazon и других цифровых компаний в «черную пятницу» все более заметным становится разрыв между традиционными ретейлерами, пишет Bloomberg. В США конкуренция между магазинами становится жестче несмотря на то, что экономика страны растет.

75% фейка: как не стать жертвой фальшивых скидок в «черную пятницу»

«Само по себе наличие очень позитивных макроэкономических условий не гарантирует, что каждая компания в каждой категории будет показывать результаты выше средних. Всегда есть победители и проигравшие», — объяснил Bloomberg глава американской Национальной федерации розничной торговли Мэттью Шэй

В итоге «вялую» ситуацию в «черную пятницу» ретейлеры компенсируют тем, что предоставляют скидки до и после праздника, и многие покупатели теперь ждут именно этих акций. Bloomberg указывает, что в стремлении переплюнуть друг друга магазины, возможно, убили «черную пятницу» в той форме, в которой мы ее знаем.